Последствия восстания
Страница 1

После отправки декабристов в Сибирь многие их жены последовали за своими мужьями. Подвиг совершили женщины (при этом всячески подчеркивается именно русский характер явления) отказавшись от всего что имели, оставив детей они последовали за супругами, добровольно решив разделить с ними все тяготы суровой каторжной жизни. Хотя из 12-ти декабристок русскими были только пять, из остальных две (Анненкова и Ивашева) - чистокровные француженки, одна (Трубецкая) - француженка по отцу и воспитанию, две польки по крови и культурной ориентации (Ентальцева и Юшневская), две - украинки хотя бы наполовину (Волконская и Давыдова). Все они, однако, принадлежали к сословию, считающемуся носителем русской государственной культуры - дворянству (исключение - наемные работницы Полина Гебль (Анненкова) и Камилла Ле-Дантю (Ивашева)) и в этом качестве действительно были первыми русскими женщинами, поступок которых, стал явлением общественно значимым и повлиявшим на формирование самосознания русских женщин (недаром одной из основоположниц русского женского движения стала внучка декабриста Ивашева). Хотелось бы рассказать о некоторых декабристках поподробнее.

Первой получила разрешение следовать за мужем Е.И. Трубецкая, которая уехала из Петербурга 24 июля 1826 года, на следующий день после отправки мужа. Она была дочерью графа И.С. Лаваля и жила с мужем в богатом особняке отца на Английской набережной. С.П. Трубецкой поселился в доме тестя в 1822 году, вернувшись с женой из Парижа. С этого времени дом Лаваля оказался тесно связан с декабристами. У Трубецкого, комнаты которого находились на нижнем этаже, собирались члены Тайного общества.

После отъезда Е.И. Трубецкой в Сибирь дом ее родителей стал центром, где можно было получить сведения о ссыльных.

Е.И. Трубецкая, горячо любившая мужа, разделила его участь. Из Петербурга до Красноярска ее сопровождал секретарь отца, но вскоре он заболел и она продолжила путь одна.

После Забайкальской каторги в 1839 г. Трубецких отправляют на поселение в село Оёк Иркутской губернии. В Сибири сбылась мечта Екатерины Ивановны: она стала матерью, но из семерых детей трое умерли в младенчестве. В 1845 г. кн. Е.И.Трубецкой с детьми разрешено жить в Иркутске, где они приобретают дом в Знаменском предместье. Кроме своих, у них жили пятеро приемных детей, в том числе дочери декабриста М.К. Кюхельбекера - Анна и Юстина. Для своих воспитанников княгиня стала второй матерью. Жена декабриста активно занималась благотворительностью. Она помогала не только товарищам по ссылке - декабристам, но и многим беднякам Иркутска и окрестных деревень. Дом Трубецких всегда "набит слепыми, хромыми и всякими калеками". Глубоко верующий человек, Екатерина Ивановна помогала православным храмам Иркутска и его окрестностей. В ее доме часто собиралась передовая молодежь Иркутска. В 1854 г. кн. Е.И.Трубецкая скончалась. Последний свой приют Екатерина Ивановна обрела в ограде Знаменского монастыря, где уже покоились трое ее детей.

Вслед за Трубецкой из Петербурга выехала М.Н. Волконская, жена члена Южного общества С.Г. Волконского. Мария Николаевна приехала в 1826 г. в Благодатский рудник, где жила в крестьянской избе с кн. Е.И.Трубецкой. "Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории", - считали сибиряки. Она "исполняет роль фельдшера, приносит больным здоровую пищу", для каторжника-мусульманина выписывает Коран, собирает гербарий сибирской флоры для доктора Даулера в Петербурге, составляет энтомологическую коллекцию и минералогический кабинет Сибири. С 1837 г. Волконские живут на поселении в селе Урик Иркутской губернии. В 1845 г. кн. М.Н.Волконской с детьми разрешено переехать в Иркутск, куда в 1845 г. переселился и Сергей Григорьевич. Свой дом из Урика они также перевозят в Иркутск. Мария Николаевна "сумела сделать из своего дома главный центр иркутской общественной жизни", она была душой музыкальных, театральных и литературных вечеров, в ее салоне часто устраивались балы, маскарады для иркутской молодежи. И эта "открытая жизнь в доме Волконских прямо вела к сближению общества и зарождению в нем более смягченных и культурных нравов и вкусов". Княгиня заботится о развитии музыкальных вкусов воспитанниц Иркутского Девичьего института, сама подбирает для хора ноты, помогает устраивать благотворительные балы. После амнистии 1856 г. Волконские жили в имении Воронки Черниговской губернии, принадлежавшем их дочери Елене Сергеевне. Там они и похоронены.

Страницы: 1 2

Отмена патриаршества. Церковная реформа.
Еще одним препятствием, ограничивающим власть абсолютного монарха, была церковь. Большинство духовенства враждебно относилось к реформам, и это неудивительно – церковь издревле была хранителем русских традиций, которые искоренялись петровскими реформами. Поэтому церковь была причастна к делу царевича Алексея, и отнюдь не на стороне отца ...

1996г. – «год согласия и примирения» (новый праздник – День примирения и согласия)
а. Политическое обоснование нового праздника: «красные побелели, белые покраснели» [2] В канун 7 ноября 1996 года президент своим указом объявил «год согласия и примирения». Сама дата – день победы большевиков в России – говорит о том, что по сути российский президент сказал: «красным» и «белым» пора помириться. А может, и правда пора? ...

Переяславская Рада и мартовские статьи 1654 года
Еще в 1650 году патриарх константинопольский Партений ІІ и патриарх иерусалимский грозили Б.Хмельницкому анафемой, если он не примет протекцию православного московского царя. Безвыходное положение Украины в 1653 году не оставляло надежд на мир с Польшей, а турецко - татарский протекторат виделся массам неприемлемым. Поэтому гетман весно ...