Антикризисные программы

Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вслед за тем несколько групп видных эконо­мистов и хозяйственников разработали проекты программ, получив­ших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них—«Программа 500 дней»—была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа преду­сматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного кон­троля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Програм­ма, по мнению ее составителей, позволила бы в течение 500 дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. Участие в работе над программой принимал глава прави­тельства Н. И. Рыжков. Программа Н. И. Рыжкова—Л. И. Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором.

Политика реформирования экономики имела значительные соци­ально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х го­дов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого угольного бассейна. Только в Донбассе в борьбу за свои права всту­пили свыше 300 тыс. шахтеров.

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, вла­деющие средствами производства: члены коопераагивов и лица, зани­мающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владеющих значительными финансами (банкиры).

Общие итоги политического формирования Руси к концу XII века.
Теперь мы можем определенно сказать, какой политический строй установился на Руси в конце XII века. Строй этот можно назвать областным. Итак, политическая федерация всего восточного славянства заменилась к концу XII века областной политической организацией, по отдельным землям. Установив этот факт, мы неизбежно должны поставить себе во ...

Провинции на территории Беларуси в IX — XIV вв.
Природно-ландшафтный и культурно-исторический комплексы Беларуси представляют собою во многом уникальное явление в масштабах Европы. На протяжение последнего тысячелетия, поэтапно шел процесс исторического формирования среды обитания одного из славянских народов Восточной Европы. Его культура и традиции явились как результат созидательн ...

Свиток третий. Рассуждения о едином
Когда создается государство, надлежит систему правления привести в соответствие с (нуждами) времени; когда вводятся законы управления, надлежит поступать осторожно; когда стремятся направить все усилия на Единоея1, надлежит действовать осмотрительно; когда занимаются основным делом, надлежит сосредоточить его в одних руках. Когда систем ...