В современной Болгарии. Наиболее зримые изменения в постсоциалистической Болгарии наблюдались в системе высшего образования. В 90-е гг. XX в. они были связаны, главным образом, с количественным ростом частных высших школ. В 2002/2003 учебном году их число составило 14 (7 университетов и специализированных высших школ, и столько же независимых колледжей).
Кроме того, в 1996 г. был совершен переход к новой нормативной системе: бакалавр, магистр, доктор. Что же касается качества образования, то проблемы не только остались, но и усугубились.
В сфере науки шло сокращение научно-исследовательских институтов, главным образом отраслевых, а также численности занятых в ней сотрудников. За десять лет, начиная с 1991 г., количество научно-исследовательских институтов уменьшилось в 6 раз, а число сотрудников—почти в 4 раза.
К 2000 г. по уровню финансирования науки Болгария занимала одно из последних мест в Европе (в 2000 г. — 0,30% ВВП, тогда как на модернизацию армии выделялось 2,5-3% ВВП). Единственным эффективным источником финансирования являлись международные программы и гранты. В 1991—1998 гг. болгарские ученые были задействованы в 250 научных проектах ЕС. По уровню своей активности они занимали четвертое место среди стран Центральной и Юго-Восточной Европы, пропустив вперед только коллег из Польши, Чехии и Венгрии. Участие в совместных прикладных исследованиях за данный период увеличилось приблизительно в три раза. Этим были созданы предпосылки для развития в Болгарии индустрии высоких технологий.