Реформы в области культуры и быта.
Страница 2

Реформы Петра I » Реформы в области культуры и быта.

В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр добивался того, чтобы все дворянство считало «государеву службу» своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», а затем должен был идти служить. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» - разрешения жениться.

В 1717 году с разрешения или по распоряжению Петра была издана переводная книжка под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Книга это была сборником правил и наставлений о том, как дворянину держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Первое и самое главное правило – не уподобляться деревенскому мужику. Современный придворный шляхтич должен был быть обучен языкам, конной езде, танцам, фехтованию; должен быть красноречив и начитан.

Книга была немецкой, и поэтому представляла из себя сборник наставлений по последней европейской моде. Однако ж эта книжка пользовалась огромной популярностью у дворянства и выдержала три издания.

Неудивительно, что подобные наставления прямейшим образом способствовали расслоению русского общества – главное, чему учила эта книга – как можно сильнее обособиться от болванов – крестьян и холопов.

С 1718 г. по указу царя были введены «ассамблеи», которые вскоре получили довольно широкое распространение. Ассамблеи представляли из себя необычные для России светские вечера, где ели, пили, танцевали, играли в игры, беседовали. Никаких церемоний не было – никого не встречали, не провожали, не потчевали. Каждый приходил и уходил по своему усмотрению.

Ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе, заложили традиции, которые позже выльются в знатные приемы, балы и светские салоны.

Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий, и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Страницы: 1 2 3

Характеристика положения церкви в XV-XVII вв.. Положение церкви в XV веке
В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень ск ...

Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины.
В связи с государственным, объединением произошли крупные перемены и в устройстве местного управления. В удельную эпоху местное управление, как было уже сказано, находилось в руках наместников и волостелей. Наместник сидел в центральном городе уезда и чинил суд и управу по всем делам в пределах окологородней волости и по важным уголовны ...

Стремительный рост экономической системы Тайваня
«Экономическое чудо» создавало, вне зависимости от субъективных замыслов его организаторов, социально-экономические и социально-психологические предпосылки не только качественно нового витка экономического роста и развития, но и назревших глубоких политических перемен. По мере своего индустриального развития Тайвань все больше втягивал ...