Заключение.

Реформы Петра I » Заключение.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установ­ление в России режима абсолютизма, венцом которого стало с победой в Северной Войне, в 1721 г. изменение титула российского монарха - Петр объявил себя императо­ром, а страна стала называться Российской Империей. Россия была приравнена, и даже поставлена над европейскими государствами. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования -­ создание государства со строгой системой управления, сильной арми­ей и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международ­ную политику. В результате Петровских реформ государство не было свя­зано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения сво­их целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного уст­ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного че­ловека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Но была у реформ и обратная сторона – Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Реформы вогнали Россию в крепостничество и самодержавие, которое, к несчастью, было далеко не на пользу государству. Система абсолютизма, созданная Петром, не смогла вовремя прореформировать и смягчить себя, и рухнула в 1917 году.

Но как бы не относиться к методам и стилю проведения Петром преобразований, не могу не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фи­гур мировой, и, тем более, российской истории. И, на мой взгляд, положительных сторон Петровского реформирования несравнимо больше, чем отрицательных.

[1] Павленко Н.И. Петр Великий - М.:1990-592 с. ст. -41

[2] Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I.:М.:Планета. 1991г.- 712с.-- стр.-70.

[3] Восстание московских стрельцов 1698г.:/Материалы следств. дела. сб. документов/ АНСССР ИН-ТА Истории СССР:[сост. авт. ист.-археогр. обзора и комент. А. Казакевич, предисл. В.И.Буганов]-М.:Наука-1980 с.-306. стр. - 51. 2.-стр.-59.

[4] Заичкин И.А. Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк\ ред.: А. А, Преображенский -М.:Мысль 1992-797с. стр.-491.

[5] Павленко Н.И. Петр Великий.- М.:1990.-592с. стр.-571.

[6] Павленко Н.И.Петр Великий. -М.: 1990.- 592с. стр.-573.

[7] Валишевский Казимир Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях :ч-1 Воспитание; ч-2 Личность; ч-3 Дело--М.:СП “КВАДРАТ” 1993--448с. стр.-240.

[8] Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России ХVII-ХIХв. Учебник для 10кл. под ред. А.Н.Сахорова-М.: Просвещение. 1995-- 304с. стр.- 41.

[9] Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль 1990-592с. стр.-320

[10] Буганов В.И. Петр Великий и его время./ отв. ред. А.А.Новосильцев. АНСССР-М.:Наука 1989-187с. стр.--73.

[11] Мавродин В.И. ПетрI -Л.:Госполитиздат 1945г.--176с. стр.-- 73.

[12] Павленко Н.И.Петр Великий. -М.: 1990.- 592с. стр.-573.

[13] История России — М.: 1998, стр.94

[14] Н. Павленко Петр Великий — М.: Мысль, 1998г., стр 615

[15] Пыляев М.И. —М.: 1990г.

[16] М.И. Пыляев Старый Перебург С.П., 1889, с.11

[17] М.И.Пыляев. Старый Петербург.С.П.1989. с.73.

Сословно-классовое деление в древнем Китае
В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями: а) привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенны ...

Восточнославянские племена на территории Украины
Из 15 крупных племенных объединений (каждое племя занимало 40-60 кв.км), существовавших в 7-8 веках, половина связана с территорией современной соборной Украины. В среднем Поднепровье проживали поляне. Среди ученых не нашла поддержки версия профессора, Прицака об их неславянском происхождении. (В 1982 г. совместно с Н. Голбом он сделал ...

Реформы в области культуры и быта.
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа ...