Введение
Страница 2

Российская журналистика вступала в революцию 1917г., уже имея к тому времени в своей структуре свыше тысячи газет, журналов, рассчитанные на различные имущественные классы массового городского читателя, молодежь, творческую интеллигенцию, солдат, крестьян, женщин. В типологии российской периодики были представлены так же профессиональные, литературные сатирические издания.

Но именно революции Россия обязана такими понятиями, как массовая культура и массовое искусство, так как к 1917 году 80% населения было неграмотным.[5, 132]

К 1917 г. насчитывалось около трех тысяч газетных и журнальных изданий.

Россия обладала мощной для своего времени прессой: газеты и журналы выходили в 186 городах страны. Только в Петербурге и Москве насчитывалось до тысячи периодических изданий. Основную их массу составляли правительственные, монархические и другие буржуазные издания.

Официальными органами царского правительства являлись газеты «Правительственный вестник», выходивший ежедневно с 1869 по 1917 г. и «Сельский вестник» (1881–1917 гг.). Правительственными органами были также газеты «Русское государство» (1906 г.), «Россия» (1906–1914 гг.).

Уже первые годы XX в. ознаменовались существенными изменениями в структуре русской журналистики, что было обусловлено возникновением различных политических партий, в том числе и социалистической направленности.

После Манифеста 17 октября 1905 возникли такие правительственные партии, как «Союз русского народа» (1905–1917 гг.), «Союз Михаила Архангела» (1908–1917 гг.), «Союз 17 октября»

(октябристы, 1905-1917), а также примыкавшая к октябристам партия мирного обновления (мирнообновленцы, 1906–1912 гг.) и прогрессивная партия (прогрессисты, 1912–1917 гг.).

Все эти партии имели свои руководящие печатные органы – газеты «Русское знамя», «Союз русского народа», «Голос Москвы» (октябристы), «Русская молва» и «Утро» (прогрессисты), «Слово» и журнал «Московский еженедельник» (мирнообновленцы).

Близкую к правительственным партиям позицию занимали газеты «Земщина» (1909–1917 гг.), «Колокол» (1905–1917 гг.), «Голос Руси» (1914–1917 гг.).

Самым последовательным охранительным органом самодержавия зарекомендовали себя «Московские ведомости» (1756–1917 гг.), возглавлявшиеся в годы первой российской революции (1905–1907 гг.)

В.А. Грингмутом, одним из лидеров «Союза русского народа».

Большое количество буржуазных газет выпускали общественно-политические, торгово-промышленные организации и учреждения, коммерсанты и предприниматели.

Из этих изданий можно выделить газеты «Новое время» (1868–1917г), «Биржевые ведомости» (1880–1917 г.), «Русское слово» (1895–1917 гг.).

Самую разветвленную сеть периодических изданий имела конституционно-демократическая партия – кадеты, партия «народной свободы» (1905–1917 гг.).

В 1906 г. Центральным органом кадетов была газета «Речь», выходившая с 1906 по 1918 г. под редакцией П.Н. Милюкова и И.В. Гессена. Активно в газете сотрудничали П.Б. Струве, другие видные деятели кадетской партии.

Наиболее известными органами кадетского направления являлись газеты «Русские ведомости», «Современное слово», а также многочисленные местные влиятельные газеты «Южный край» (Харьков), «Приазовский край» (Ростов-на-Дону) и др.

Одновременно с развитием буржуазной прессы активизировался рост печати социалистической ориентации, изданий эсеров и российских социал-демократов.

Развитие социалистической периодики характерно противоборством в русской журналистике на исходе XIX в. двух идеологий – народничества и марксизма. Эти два направления в общем потоке социалистической мысли (пролетарский и крестьянский социализм) длительное время не просто сосуществовали параллельно, а влияли друг на друга, стимулируя поиск социалистической перспективы.

История новейшей отечественной журналистики берет свое начало с февраля 1917г. Когда Россия впервые за многовековую историю, обрела буржуазно-демократическую государственность.[3, 1]

Страницы: 1 2 3

Гражданин мира
Лучшим подарком, который привёз Тагор из своей поездки в Англию, были не почести, осыпавшие его, а дружеские отношения, которые он завязал со многими замечательными мыслителями Запада. Они расширили его гуманистическое мировоззрение, они углубили его понимание интеллектуальных и духовных потребностей, побудивших западную культуру к её в ...

Формулировка гипотезы
Предполагаемым результатом моего исследования является доказательства того, что праздничная система государства зависит от политической обстановки в данной стране, от уровня исторической памяти и национального самосознания, от политической культуры населения и руководителей данного государства. ...

Поэтическая теория и практика
М.В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антонови ...