Формирование оппозиции внутри и за пределами Афганистана

Исторические материалы » Негативные последствия советско-афганской войны » Формирование оппозиции внутри и за пределами Афганистана

Основным источником формирования оппозиции был нарастающий поток беженцев из Афганистана. Оторванные от дома, лишённые всех средств существования, они становились душманами. В качестве своего идейного оружия афганская реакция использовала ислам. Реакционное духовенство призывало к борьбе с неверными.

Другим источником было сепаратистское движение национальных меньшинств. Уже в мае на территории Пакестана создана первая база – центр для подготовки бандформирований для действий на территории Афганистана. К весне таких банд стало 80.

В марте 1979 года

вспыхнуло контрреволюционное восстание

в провинции Герат, населенной в основном афганскими шиитами. Это был первый сигнал тревоги для Кабула, открытый вызов революционной власти.

В апреле – мае вспыхнул мятеж в Баглане, Урузгане, Фарахе, Бадглее, Гуре, Логаре и по цепочке в ряде других провинций Афганистана.

Весной 1979 года был провозглашён «Свободный Нуристан», а в августе возник исламский независимый Хазараджат со своим войском – «союз исламских воинов» в 3000 человек. Начались вооружённые выступления против центральной власти и других народностей. Многие районы страны оказались под полным контролем душманов, где они начали устанавливать свои органы власти в лице «исламских комитетов».

Почти целый год ситуация в Афганистане продолжала ухудшаться. Начатые реформы шли с перебоями, зато сопротивление принимало самые неожиданные формы. Правительство в Кабуле обратилось за помощью к Советскому Союзу. В Москву полетели депеши с призывом послать войска. Вначале просили два батальона .

В Тегеране в 1979 года совершен антишахский переворот. Рухнула монархия в Иране, началась исламская революция. В Москве не только с большим интересом, но и с некоторым опасением наблюдали за событиями в соседней стране. В Вашингтоне царила паника. Американцев изгоняли из Ирана,

причем с самыми разрушительными последствиями. Все их беды были ещё впереди.

Разногласия были и среди правительства. Генерал И.Г.Павловский вспоминает: «14 сентября 1979 года, пятница. Кабул. Ну и ночь выдалась! Прямо Варфоломеевская ночь! Когда я приехал к послу А. Пузанову, то стало известно, что после утренней встречи Тараки и Амина, на которой у них получилась размолвка, Амин потребовал, чтобы Тараки отстранил от власти четырех министров (следуют фамилии) . и заявил, что он уйдет в отставку, если появится новый министр обороны. И этот свой замысел Тараки хотел осуществить. Доложив о случившемся в Москву, мы . получили указание посетить Тараки и Амина, чтобы они были вместе, и попытаться примирить их, добиться недопущения раскола в партии. Особенно подчеркивалась необходимость защитить Тараки от нападок Амина. Тараки и Амин помирились. Но только на словах .»

Еще одна ремарка генерала армии:

«9

октября 1979 года, вторник, Кабул. Сегодня Хафизулла Амин показал свои когти, свой крутой характер, свою агрессивность, деспотизм. По поручению центра совпосол, я, другие посетили X. Амина и передали ему заявление нашего руководства в связи с неточной информацией, сделанной представителем МИД Афганистана послам некоторых социалистических стран о нашем пребывании в резиденции Нура М. Тараки 14 сентября 1979 года . в момент покушения, организованного Тараки на X. Амина . О том, что Тараки уже нет в живых, нам X. Амин сегодня ничего не сказал. А когда мы вернулись в посольство, то по кабульскому радио было передано сообщение о том, что Тараки «умер» и похоронен в своем фамильном склепе. «Умерла» и его жена . Вот это расправа!»

Еще один переворот?

Брежнев воспринял случившееся на свой личный счет. Своему ближайшему окружению он говорил, что ему нанесена пощечина, за которую он должен ответить.

Культура и менталитет
Религиозная жизнь Англии еще с XVII в., как известно, была подчинена капиталистическому развитию. Поэтому, наряду с основной религией – англиканством, наиболее капитализированное общество являлось «твердынею самого строгого евангелического протестантизма»,[50] особенно в тех местах, где «главное население состояло из богатых купцов, отп ...

Что же привело к гибели Киевской Руси?
Следует отметить, что период феодальной раздробленности вполне закономерный этап развития феодализирующегося общества. Уже в конце 11 в. стала прослеживаться тенденция боярства и князей к сепаратизму. Это связано с дальнейшим развитием феодализма на Руси, так как распространение феодального землевладения вело к увеличению числа зависимо ...

Гражданин мира
Лучшим подарком, который привёз Тагор из своей поездки в Англию, были не почести, осыпавшие его, а дружеские отношения, которые он завязал со многими замечательными мыслителями Запада. Они расширили его гуманистическое мировоззрение, они углубили его понимание интеллектуальных и духовных потребностей, побудивших западную культуру к её в ...