Формирование оппозиции внутри и за пределами Афганистана

Исторические материалы » Негативные последствия советско-афганской войны » Формирование оппозиции внутри и за пределами Афганистана

Основным источником формирования оппозиции был нарастающий поток беженцев из Афганистана. Оторванные от дома, лишённые всех средств существования, они становились душманами. В качестве своего идейного оружия афганская реакция использовала ислам. Реакционное духовенство призывало к борьбе с неверными.

Другим источником было сепаратистское движение национальных меньшинств. Уже в мае на территории Пакестана создана первая база – центр для подготовки бандформирований для действий на территории Афганистана. К весне таких банд стало 80.

В марте 1979 года

вспыхнуло контрреволюционное восстание

в провинции Герат, населенной в основном афганскими шиитами. Это был первый сигнал тревоги для Кабула, открытый вызов революционной власти.

В апреле – мае вспыхнул мятеж в Баглане, Урузгане, Фарахе, Бадглее, Гуре, Логаре и по цепочке в ряде других провинций Афганистана.

Весной 1979 года был провозглашён «Свободный Нуристан», а в августе возник исламский независимый Хазараджат со своим войском – «союз исламских воинов» в 3000 человек. Начались вооружённые выступления против центральной власти и других народностей. Многие районы страны оказались под полным контролем душманов, где они начали устанавливать свои органы власти в лице «исламских комитетов».

Почти целый год ситуация в Афганистане продолжала ухудшаться. Начатые реформы шли с перебоями, зато сопротивление принимало самые неожиданные формы. Правительство в Кабуле обратилось за помощью к Советскому Союзу. В Москву полетели депеши с призывом послать войска. Вначале просили два батальона .

В Тегеране в 1979 года совершен антишахский переворот. Рухнула монархия в Иране, началась исламская революция. В Москве не только с большим интересом, но и с некоторым опасением наблюдали за событиями в соседней стране. В Вашингтоне царила паника. Американцев изгоняли из Ирана,

причем с самыми разрушительными последствиями. Все их беды были ещё впереди.

Разногласия были и среди правительства. Генерал И.Г.Павловский вспоминает: «14 сентября 1979 года, пятница. Кабул. Ну и ночь выдалась! Прямо Варфоломеевская ночь! Когда я приехал к послу А. Пузанову, то стало известно, что после утренней встречи Тараки и Амина, на которой у них получилась размолвка, Амин потребовал, чтобы Тараки отстранил от власти четырех министров (следуют фамилии) . и заявил, что он уйдет в отставку, если появится новый министр обороны. И этот свой замысел Тараки хотел осуществить. Доложив о случившемся в Москву, мы . получили указание посетить Тараки и Амина, чтобы они были вместе, и попытаться примирить их, добиться недопущения раскола в партии. Особенно подчеркивалась необходимость защитить Тараки от нападок Амина. Тараки и Амин помирились. Но только на словах .»

Еще одна ремарка генерала армии:

«9

октября 1979 года, вторник, Кабул. Сегодня Хафизулла Амин показал свои когти, свой крутой характер, свою агрессивность, деспотизм. По поручению центра совпосол, я, другие посетили X. Амина и передали ему заявление нашего руководства в связи с неточной информацией, сделанной представителем МИД Афганистана послам некоторых социалистических стран о нашем пребывании в резиденции Нура М. Тараки 14 сентября 1979 года . в момент покушения, организованного Тараки на X. Амина . О том, что Тараки уже нет в живых, нам X. Амин сегодня ничего не сказал. А когда мы вернулись в посольство, то по кабульскому радио было передано сообщение о том, что Тараки «умер» и похоронен в своем фамильном склепе. «Умерла» и его жена . Вот это расправа!»

Еще один переворот?

Брежнев воспринял случившееся на свой личный счет. Своему ближайшему окружению он говорил, что ему нанесена пощечина, за которую он должен ответить.

Культура и менталитет
Религиозная жизнь Англии еще с XVII в., как известно, была подчинена капиталистическому развитию. Поэтому, наряду с основной религией – англиканством, наиболее капитализированное общество являлось «твердынею самого строгого евангелического протестантизма»,[50] особенно в тех местах, где «главное население состояло из богатых купцов, отп ...

Внутренняя и внешняя политика Реза-шаха
В 50-е годы стали временем, когда усилия мирового империализма были направлены на то, чтобы, укрепляя связывающие Иран с Западом политические и экономические узы, превратить его в своего послушного партнера и обеспечить западным монополиям свободную эксплуатацию Иранской нефти. Эта стратегия воплотилась в таких событиях и актах, как зак ...

Краткая история СССР периода 1917-1985 годов
События 1985-1991 годов нельзя рассматривать, не зная предыстории, поэтому в этой главе мы вкратце изложим, что лежало у истоков этого государства и что привело его к перестройке. Этап 1985-1991 годов связывают, прежде всего, с именем Горбачева, поэтому сначала мы рассмотрим этап от 1917-1985 годов, от прихода к власти Ленина до приход ...