Формирование оппозиции внутри и за пределами Афганистана

Исторические материалы » Негативные последствия советско-афганской войны » Формирование оппозиции внутри и за пределами Афганистана

Основным источником формирования оппозиции был нарастающий поток беженцев из Афганистана. Оторванные от дома, лишённые всех средств существования, они становились душманами. В качестве своего идейного оружия афганская реакция использовала ислам. Реакционное духовенство призывало к борьбе с неверными.

Другим источником было сепаратистское движение национальных меньшинств. Уже в мае на территории Пакестана создана первая база – центр для подготовки бандформирований для действий на территории Афганистана. К весне таких банд стало 80.

В марте 1979 года

вспыхнуло контрреволюционное восстание

в провинции Герат, населенной в основном афганскими шиитами. Это был первый сигнал тревоги для Кабула, открытый вызов революционной власти.

В апреле – мае вспыхнул мятеж в Баглане, Урузгане, Фарахе, Бадглее, Гуре, Логаре и по цепочке в ряде других провинций Афганистана.

Весной 1979 года был провозглашён «Свободный Нуристан», а в августе возник исламский независимый Хазараджат со своим войском – «союз исламских воинов» в 3000 человек. Начались вооружённые выступления против центральной власти и других народностей. Многие районы страны оказались под полным контролем душманов, где они начали устанавливать свои органы власти в лице «исламских комитетов».

Почти целый год ситуация в Афганистане продолжала ухудшаться. Начатые реформы шли с перебоями, зато сопротивление принимало самые неожиданные формы. Правительство в Кабуле обратилось за помощью к Советскому Союзу. В Москву полетели депеши с призывом послать войска. Вначале просили два батальона .

В Тегеране в 1979 года совершен антишахский переворот. Рухнула монархия в Иране, началась исламская революция. В Москве не только с большим интересом, но и с некоторым опасением наблюдали за событиями в соседней стране. В Вашингтоне царила паника. Американцев изгоняли из Ирана,

причем с самыми разрушительными последствиями. Все их беды были ещё впереди.

Разногласия были и среди правительства. Генерал И.Г.Павловский вспоминает: «14 сентября 1979 года, пятница. Кабул. Ну и ночь выдалась! Прямо Варфоломеевская ночь! Когда я приехал к послу А. Пузанову, то стало известно, что после утренней встречи Тараки и Амина, на которой у них получилась размолвка, Амин потребовал, чтобы Тараки отстранил от власти четырех министров (следуют фамилии) . и заявил, что он уйдет в отставку, если появится новый министр обороны. И этот свой замысел Тараки хотел осуществить. Доложив о случившемся в Москву, мы . получили указание посетить Тараки и Амина, чтобы они были вместе, и попытаться примирить их, добиться недопущения раскола в партии. Особенно подчеркивалась необходимость защитить Тараки от нападок Амина. Тараки и Амин помирились. Но только на словах .»

Еще одна ремарка генерала армии:

«9

октября 1979 года, вторник, Кабул. Сегодня Хафизулла Амин показал свои когти, свой крутой характер, свою агрессивность, деспотизм. По поручению центра совпосол, я, другие посетили X. Амина и передали ему заявление нашего руководства в связи с неточной информацией, сделанной представителем МИД Афганистана послам некоторых социалистических стран о нашем пребывании в резиденции Нура М. Тараки 14 сентября 1979 года . в момент покушения, организованного Тараки на X. Амина . О том, что Тараки уже нет в живых, нам X. Амин сегодня ничего не сказал. А когда мы вернулись в посольство, то по кабульскому радио было передано сообщение о том, что Тараки «умер» и похоронен в своем фамильном склепе. «Умерла» и его жена . Вот это расправа!»

Еще один переворот?

Брежнев воспринял случившееся на свой личный счет. Своему ближайшему окружению он говорил, что ему нанесена пощечина, за которую он должен ответить.

Соперники дуговой свечи
В то время как Яблочков прокладывал дорогу своей свече, не имея ни серьезных технических помощников, ни досуга для детальной разработки ее и усовершенствования, Эдисон в Америке работал над лампой накаливания в спокойной обстановке, располагая средствами и значительной группой помощников. Имеются данные, что Эдисону были известны успехи ...

Эволюция идеологии турецкого национализма
Турецкий национализм, тюркизм после начала кемалистской секуляризации постепенно становится второй религией Турции. Принятие этой религии не стало препятствием к европеизации – наоборот, цивилизованная Европа 20–30–40 годов, во всяком случае ее значительная часть, сама являла такие образцы крайнего национализма, о которых ныне цивилизов ...

Древний китай
Китайское государство возникло во 2-м тыс. до н.э. Китайцы называют свою страну Чжунго – Срединное государство. Возникновение государства в Древней Китае связывают обыкновенно с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Шань или Инь завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем». ...