Восточные славяне в VIII-IX вв
Страница 1

Исторические материалы » Восточные славяне » Восточные славяне в VIII-IX вв

С VIII в. наступает новый этап славянской истории, когда в результате сложных миграционных пертурбаций и ассимиляционных процессов формируются средневековые племенные объединения славян и складываются первые государственные образования.

VIII-IX столетия были временем, когда продолжалось расселение славян, начало которому было положено в V-VII вв. Его усиливали и усложняли миграции в Восточную Европу с других частей заселенного славянами ареала, заметно расширившегося и культурно изменившегося в VI-VII вв., а также вовлечение в миграционный процесс неславянского населения. Расселение славян сопровождалось частичной ассимиляцией местных финно-угорских и балтских племен (к V-VII вв. можно отнести лишь только начало этого процесса). Местное население в основной массе не покинуло мест своего обитания, однако их жизнь постепенно изменялась вследствии заимствования хозяйственных и культурных традиций переселенцев. Более быстро миграционные и ассимиляционные процессы протекали среди племен, ведущих охотническо-собирательское и скотоводческое хозяйство. При таком ведении хозяйства плотность населения невелика, поэтому славяне-земледельцы без больших препятствий могли осваивать под пашни новые земли.

Восточнославянские племенные образования в

VIII

-

IX

вв.

В древнерусских источниках о восточнославянских племенных образованиях сохранились лишь самые общие сведения. Современная историческая наука считает, что это были неоднозначные единицы. Так, поляне, древляне, дреговичи и волыняне были территориальными новообразованиями, сформированными в результате территориального обособления праславянского племенного образования дулебов. С другой стороны, корни кривичей, словен ильменских и руси уходят в праславянский период истории. Это были этнографические и диалектные образования раннесредневекового славянства.

Кроме того, оказывается, что территории древнерусских земель-княжеств XII в. теснейшим образом связаны не с новообразованиями XII в., а с этнографическими группами восточного славянства, история которых уходит в праславянскую эпоху.

Племенные образования севера Восточной Европы.

В Повести временных лет на севере Восточной Европы обозначены славянские племена словен ильменских, кривичей псковских, кривичей полоцко-смоленских (полочан и смолян), славян Волго-Окского междуречья (славян меря и славян мурома) и финно-угорские племена чуди, вожан, веси, меря, мурома, на территории расселения которых в XII в. образовались Ростово-Суздальское, Смоленское, Полоцкое княжества, Новгородская и Псковская земля. Особенность данного региона заключается в том, что славянская (венедской праславянской диалектной группы) миграция осуществлялась двумя потоками еще в праславянский период истории из региона Среднего Повисленья (славянами пшеворской и вельбарской культуры) и Эльбо-Вислинского междуречья (славянами суково-дзедзицкой культуры) на земли, заселенными различными финно-угорскими (западнофинскими - культуры сетчатой керамики, на северо-западе и поволжскофинскими – меря, мурома на северо-востоке региона) и балтскими (восточными и днепровскими балтами) племенами. Особенность общественного строя племенных образований заключалась в гораздо большей, по сравнению с племенами юга, устойчивости родоплеменого строя.

Племенные образования лесной зоны Днепровского правобережья.

Правобережные области Среднего Поднепровья, от верхнего течения Западного Буга до поречья Днепра, в VIII-IX вв. были заселены однородным славянским населением, принадлежащим к пражско-корчакской культуре V-VII вв. Это было праславянское диалектно-племенное образование, этническим именем которого были дулебы. Расселившись на широкой территории, дулебы дифференцировались на территориальные группы, разделенные широкими лесными и болотистыми пространствами. Некоторая изолированность этих территориальных групп со временем привела к их слабому этнографическому обособлению. Так, из единого дулебского массива формируются племенные образования в верховьях Западного Буга, Стыри и Горыни волынян (этноним образован от поселения Волынь, возникшем в VIII-IX вв.), в верховьях Южного Буга – бужан, в бассейнах Тетерева и Ужа - древлян, (живущими за лесами – “в древах”), в киевском поречье Днепра - полян (от “поле” – открытое, безлесое пространство), в Припятском Полесье – дреговичей (живущими за болотами, по древнерусски “дрягвой”). Волыняне и дреговичи освоили еще Брестское Побужье, где аборигеном было ятвяжское население. Этнографическая территория расселения дулебской этноплеменной группировки можно отождествить с исторической Киевской землей, включавшую Киевское, Турово-Пинское и Волынское княжества XII в.

Племенные образования юго-западной части Восточной Европы.

В междуречье нижнего Днепра и Днестра, бассейнах Днестра и Прута, а также в Прикарпатье Повесть временных лет локализует славянские племенные образования – хорватов, тиверцев и уличей, сформировавшихся после распада праславянского диалектно-племенное образование антов.

Страницы: 1 2 3

Реформа политической системы
В 1985—1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государст­венных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения до­кументов репрессированных в 30-е—начале 50-х годов граждан. ...

Согласование Нового и Ветхого Заветов. Понятие Троицы в труде Иоахима Флорского
С первых глав своего произведения автор пытается доказать, что Иоанн - креститель, который является потомком двенадцати апостолов от которых произошёл Израиль. Был преисполнен святым духом ещё в утробе матери. И не следует считать непохожим, что патриарх Исаак родил Иакова, а Иоанн не породил, но крестил Христа; потому что в том, то ес ...

Екатерина Великая
София Фредерика, будущая великая императрица Екатерина, была дочерью немецкого принца Христиана-Августа Ангальт-Цербстского. Её семья была небогата, однако состояла в родстве с королевскими домами Пруссии, Англии и Швеции. София получила домашнее образование: её обучали французскому языку, музыке, танцам, основам географии, истории, бог ...