Политика «белорусизации» как попытка национально-культурного возрождения борьба с «национал-демократизмом»
Страница 1

История Беларуси » Политика «белорусизации» как попытка национально-культурного возрождения борьба с «национал-демократизмом»

Политика белорусизации - это национально-культурное строительство в БССР в 20-е гг. XX в. в условиях советской власти.

Рассматривая предпосылки политики белорусизации, необходимо обратить внимание на особенности национальных отношений на Беларуси в начале 20-х гг.

Во-первых, шел процесс территориального самоопределения белорусской нации. В 1920-1923 гг. территория республики включала только 6 уездов бывшей Минской губернии (площадь 52402 км , население 1,5 млн человек). В 1924 г. и 1926 г. произошло укрупнение БССР, в результате ее территория составила 152854 км , а население - 5 млн человек.

Во-вторых, многонациональный состав населения Беларуси (80 % составляли белорусы, евреи и русские - по 8 %, поляки - 2 %, украинцы - 1 %).

Однако по территориальному распределению национальностей белорусы в основной своей массе жили в деревне, в городах - русские и евреи, что создавало определенные размежевания между русскоговорящим городом и белорусскоговорящей деревней.

В-третьих, неразвитость национальных форм культуры, неграмотность и малограмотность населения (в начале 20-х г. 52 % населения в возрасте от 9 до 50 лет было неграмотно).

Первые шаги в разработке и осуществлении национальной политики, оформленной чуть позже как государственная политика бе-лорусизации, были предприняты еще в 1920-1921 гг. В соответствии с постановлениями Всебелорусского съезда Советов (декабрь 1920 г.) и II сессии ЦИК БССР (февраль 1921 г.) в школах, где по национальному составу преобладали белорусы, преподавание всех предметов переводилось на белорусский язык. Во всех учебных заведениях, независимо от языка преподавания в них, обязательным становилось преподавание белорусского языка как отдельного предмета.

В 1923 г. Пленум ЦБ КП(б) Беларуси наметил основные направления в проведении национальной политики:

- развитие белорусского языка и расширение сферы его применения, развитие национальной культуры, научно-исследовательская работа по всестороннему изучению Беларуси;

- перевод партийного и государственного аппарата, частей Красной Армии, дислоцировавшихся на территории Беларуси, на белорусский язык;

- выдвижение кадров партийного и государственного аппарата из коренного населения.

Плановое осуществление белорусизации как государственной политики положили решения II сессии ЦИК БССР (1924 г.). Для практического руководства всей политикой белорусизации была создана специальная комиссия во главе с А. Хацкевичем. Аналогичные комиссии создавались в округах при окружных исполкомах. С 1924 по 1928 гг.- время активной реализации политики белорусизации. К 1928 г. почти полностью на белорусский язык было переведено делопроизводство в государственных и партийных учреждениях. До 80 % школ было переведено на белорусский язык обучения. Одновременно открывались и новые школы в соответствии с потребностями с преподаванием на русском, польском, еврейском, литовском языках. Вообще преподавание в школах велось на 8 национальных языках, белорусский язык во всех учебных заведениях являлся обязательным для изучения. Было официально заявлено, что на территории БССР признаются равноправными языки белорусский, русский, еврейский и польский. Каждому из этих языков была определена конкретная сфера их практического применения. Значительно расширилось издание газет, журналов, литературы на белорусском языке. В 1921 г. был основан Белорусский государственный университет (БГУ), открыты Институт белорусской культуры (с 1929 г. - будущая Академия наук), Государственная библиотека (сегодня Национальная библиотека), Государственный музей, основан первый белорусский театр (ныне театр им. Я. Купалы).

С целью привлечения на сторону советской власти всех демократических элементов в 1923 г. была объявлена амнистия всем участникам антисоветских националистических формирований периода гражданской войны, выходцам из трудовых слоев населения, которые не принимали активного участия в борьбе с советской властью и публично заявили о своем лояльном отношении к ней. Многие из бывших политических противников советской власти вернулись в БССР (например В. Ластовский, А. Цвикевич и др.) и внесли свой вклад в развитие культуры, образования, науки.

С конца 20-х гг. начинается свертывание политики белорусизации под знаком борьбы с «национал-демократизмом». Положительная оценка «национал-демократизма» в начале 20-х гг. как революционно-демократического течения в национальном движении в конце 20-х гг. кардинально меняется. «Национал-демократизм» стал рассматриваться как враждебная советской власти идеология, ставившая своей целью реставрацию капитализма. Резко изменились оценки прошлого: все белорусское национально-освободительное движение однозначно характеризовалось как реакционное. С 1929 г. в БССР начались политические репрессии, жертвами которых стали ответственные работники государственного и партийного аппарата, представители творческой и научной интеллигенции. По опубликованным сведениям общее число жертв политических репрессий в республике за 30-50-е гг. составляет около 600-700 тыс. человек.

Страницы: 1 2

Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины.
В связи с государственным, объединением произошли крупные перемены и в устройстве местного управления. В удельную эпоху местное управление, как было уже сказано, находилось в руках наместников и волостелей. Наместник сидел в центральном городе уезда и чинил суд и управу по всем делам в пределах окологородней волости и по важным уголовны ...

Реформы Шан Яна
Ни египетская, ни вавилонская истории не сохранили сведений о правительственных мерах, преследующих общинные порядки или стимулирующих их прекращение. Примеры такого рода дает нам история Древнего Китая. В период государственной раздробленности в Китае начинаются реформы. Крупным реформатором эпохи Цинь является Шан Ян (390-338 гг.) до ...

Деятельность М.В. Ломоносова. Естествознание
Михаил Васильевич Ломоносов сумел объять в своём творчестве все главные области знаний, фундаментальные, основополагающие их проблемы, и настолько глубоко проникнуть в самоё сущность непонятых в его время явлений, настолько идти впереди своего времени, что и сейчас лишёнными даже малого преувеличения звучат слова В.И. Вернадского, сказа ...