Исторические предпосылки образования Джунгарского ханства

Исторические материалы » История Джунгарского Ханства (в книге Златкина И.Я.) » Исторические предпосылки образования Джунгарского ханства

Конец XVI и первая половина XVII века занимают особое место в истории Западной Монголии. События этого времени подготовили и обусловили образование Джунгарского ханства, которое возникло не вследствие тех или иных случайных причин, а как закономерный результат объективных процессов, развивающихся в монгольском обществе.

Характерные для рассматриваемого периода длительная борьба ойратских феодалов против внешних противников и ожесточенные междоусобицы являются отражением указанных процессов и могут быть правильно поняты лишь в связи с ними.

Неизвестный иностранец, наблюдавший в XVII веке жизнь ойратов писал: « у них много лошадей, быков, а также буйволов и овец…этим они крупно промышляют, отправляясь, например в Китай…с подобными же табунами они ежегодно являются в Тобольск и Томск и меняют все это на товары.». Мы можем рассматривать это описание как дополнительное свидетельство огромных размеров скотоводческого хозяйства ойратских феодалов.

Рост численности стад и безостановочное дробление уделов толкали ойратских ханов и князей на путь территориальных захватов. Внутренние взаимоотношения и внешняя политика ханов и князей как восточной, так и Западной Монголии к середине XVI века стали определяться уже не только такими стародавними, можно сказать, традиционными факторами, как борьба за рынки и за господство над торговыми путями, но и новыми – борьбой за пастбищные территории, необходимые для разраставшихся стад и для удовлетворения требований многочисленных наследников владетельных князей. Указанные обстоятельства проливают свет на события непосредственно предшествовавшие образованию Джунгарского Ханства и обусловившие его рождение.

Окруженные со всех сторон сильными кочевыми и оседлыми феодальными ханствами и княжествами, стремившимися преградить им пути к меновым рынкам, овладеть их территорией и богатствами, ойратские феодалы в течение второй половины XVI века терпели военные неудачи, с трудом отстаивая свою собственную самостоятельность. Отступая под натиском одного противника, они попадали под удар другого. Остро нуждаясь в меновых рынках, наглухо отрезанные от Китая, ойратские ханы и князья пытались пробиться к рынкам Средней Азии, но встречали отпор могулистанских казахских ханов и султанов. Положение усугублялось растущей нехваткой как в связи с возросшими внутренними потребностями, так и еще больше в связи с неудачами на полях сражения.

Ойратское феодальное общество находилось в состоянии кризиса. Выход из него мог быть найден лишь путем преодоления раздробленности и разобщенности, объединения разрозненных ойратских владений в одно феодальное ханство с достаточно твердой центральной властью.

Образование единого ойратского государства было объективной необходимостью. Без такого государства ойратских феодалов не было шансов отстоять свои владения и расширить пастбищные территории, следовательно, хозяйство ханов и князей не могло развиваться, а их многочисленные отпрыски – получить желаемое наследство. В создавшейся обстановке появились деятели, способные возглавить борьбу за преодолениие кризиса. Одним из них оказался Хара-Хула, правитель Чоросского княжества, сыгравший крупнейшую роль в объединении ойратских владений и образовании Джунгарского ханства. Что касается расширения пастбищных угодий, то выход был, в конечном счете найден в откочевке ряда владетельных князей и подвластного им ойратского населения в новые районы, овладение которыми требовало минимальных потерь и жертв. Такими районами оказались для одних князей низовья Волги, для других – степи Кукунора.

Согласование Нового и Ветхого Заветов. Понятие Троицы в труде Иоахима Флорского
С первых глав своего произведения автор пытается доказать, что Иоанн - креститель, который является потомком двенадцати апостолов от которых произошёл Израиль. Был преисполнен святым духом ещё в утробе матери. И не следует считать непохожим, что патриарх Исаак родил Иакова, а Иоанн не породил, но крестил Христа; потому что в том, то ес ...

История изучения днепро-двинской культуры в 20-30-х гг. XX в.
В довоенный период были организованны учреждения, которые взяли на себя руководство учетом, охраной и изучением археологических памятников, расположенных на территории Беларуси. Именно в 20-30-е гг. начинаются проводиться планомерные и систематические археологические исследования (Митрофанов, 1970 с.125). Во второй половине 1920-х и 19 ...

Камбоджа к началу Нового времени
К началу XVI в. Камбоджа представляла собой монархическое государство с господством буддистской религии (в форме хинаяны). Верховным собственником земли являлся монарх (сдать). В Камбодже власть и личность монарха, а также его родственников обожествлялась. К монарху обращение включало титул «Преах» (Священный). Правящая верхушка состоял ...