Арабский халифат
Страница 1

В процессе разложения рабо-племенного строя у арабских народов Аравии в VIIв. сложился союз (халифат), освещенный новой религией исламом. Основателем халифата и ислама был пророк Мухаммед. Им был установлен новый общественный порядок, и все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой стал пророк Мухаммед "посланник Аллаха на земле". Единственным условием вступления в эту общность являлось признание ислама и выполнение его предписаний.

Воинственные арабские племена завоевали Месопотамию, Сирию, Египет и другие районы древней культуры, вставшие на путь феодализма. Под их воздействием процесс формирования феодального общества и государства у арабов ускорился. Глава ислама и халифата пророк Мухаммед предоставлял государственную землю в пользование отдельным лицам и крестьянским общинам при условии уплаты ими налогов. Государственная власть в Халифате носила теократический и централизованный характер.

Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират) находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной.

В дворцах халифов воцарился торжественно пышный придворный церемониал в духе многовековых традиций восточных деспотий. Власть халифа, в принципе, признавалась неограниченной. В действительности же он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали и убивали неугодных им правителей.

Центральное руководство осуществляли специальные правительственные ведомства диваны.

Среди этих органов, число которых постоянно росло, особого упоминания заслуживают следующие:

1. Диванал-Джунд, ведавший оснащением и вооружением армии. Под его контролем находились чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за военную службу.

2. Диванал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом различных налоговых и иных денежных и натуральных поступлении.

3. Диванал-Барид управление дорог и почты. Оно занималось доставкой почты и государственных грузов, руководило строительством и ремонтом дорог, каравансараев и колодцев. Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечить передачу информации из центра на места и обратно, почтовое ведомство должно было осуществлять также тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населением.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди высших должностных лиц первое место принадлежало везиру (визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках нити непосредственного управления и тем самым в определенной мере оттеснили халифов от реальной власти.

Первоначально были оставлены почти нетронутыми местные административно-финансовые учреждения бывших византийских и иранских провинций.

Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах вновь покоренных государств. Управляли ими, как правило, военные наместники эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялся местный аппарат административно-финансового управления.

Отправление правосудия было привилегией духовенства. Эмиры и их чиновники, считавшиеся представителями светской власти, формально не имели права осуществлять судебные функции. Высшим судьей являлся глава государства-халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Высшим судом была коллегия виднейших богословов, которые одновременно являлись и правоведами. От имени халифа они назначали судей кади и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах. И те и другие являлись представителями духовенства.

Правомочия кади были весьма обширны. Они рассматривали судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.

Судебные решения и приговоры кади, в принципе, считались окончательными и обжалованию не подлежали.

Исключение составляли случаи, когда сам халиф или лица, им уполномоченные, изменяли решение кади.

Первоначально вооруженные силы состояли из отрядов мусульманской общины и ополчений примкнувших к ней племен.

Но правящие круги начинают терять уверенность в надежности ополчения. Они ищут опору в отрядах наемников.

В конце VIII века наметились новые тенденции в развитии Арабского государства. Знать, укрепившаяся в завоеванных странах, теряет былую заинтересованность в единстве халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи, собиравшиеся в их областях.

Страницы: 1 2

Книга правителя области Шан(Шан Цзюнь Шу)
Шан цзюнь шу - "Книга правителя области Шан" - философско-политический трактат, принадлежащий к наиболее древним памятникам китайской литературы. Традиция приписывает авторство этого трактата государственному деятелю и реформатору древнего Китая Гунс унь Яну (390-338 гг. до н. э.), известному в истории под именем Шан Яна - пра ...

Теория разделения труда и денег
Страна богатеет, когда производит больше, чем тратит. Смит показывал, что поскольку каждый индивид в обществе специализируется на производстве одного предмета, постольку все индивиды оказываются зависимыми друг от друга. Общество же является трудовым союзом, построенным на разделении труда, а труд в свою очередь связывает людей в единое ...

Поворот к светскости в развитии искусства. Литература петровского времени.
Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иноземная культура массировано внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие. В литературе петровской эпохи на ...