Городское право "вольностей"

Важнейший результат борьбы городов с сеньорами - освобождение большинства жителей от личной зависимости. Было установлено также правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там "год и один день", становился свободным. Средневековая пословица не зря говорила, что "городской воздух делает свободным".

Приведём примеры из документов городского права, в которых зафиксировано это правило.

В Хартии города Сент. - Омера (1168 г.) записано:

"32. Если крепостной какого - либо сеньора станет горожанином, его нельзя будет схватить в городе, и если какой - либо сеньор захотел бы взять его к себе в качестве собственного крепостного, то пусть приведёт его ближайших наследников, его дядей и тёток по матери для разбора этого дела; если же этого не сделает, должен отпустить его на волю".1

Статьи 1 и 2 из Городского права, дарованного императором Фридрихом Вторым городу Гослару 13 июля 1219г., гласят:

"1. Если кто-либо проживал в городе Госларе и при жизни своей никем не был уличён в рабском состоянии, то после смерти его никто да не посмеет называть его рабом или низводить в рабское состояние.

2. Если же какой - либо чужак пришёл жить в названный город и так оставался в течение года и дня, причём ни разу ему не ставили на вид рабского состояния, не уличили его в этом и сам он в этом не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободою; и после смерти его никто да не посмеет объявлять его своим рабом". [7]

Императором Фридрихом I Барбароссой 28 ноября 1186 г. был издан указ, в котором говорилось:

"Если какой - либо мужчина и женщина пробудет беспрепятственно в городе Бремене в пределах того, что в простонародье называется Weichbild (городская черта), в течение года и дня и если кто - либо после этого вздумает оспаривать его свободу, то, наложив молчание на жалобщика, пусть будет представлено тому доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный срок". [8]

Город, таким образом, стал в средние века символом независимости, и сюда, спасаясь от феодального гнёта, устремлялись тысячи крепостных. Ни один феодал не имел права схватить в городе бывшего своего крепостного, теперь уже свободного горожанина, и вновь превратить его в подневольного человека.

Права и вольности, получаемые средневековыми горожанами, во многом были сходны с иммунитетными привилегиями, носили феодальный характер.

Таким образом, в результате освободительной борьбы население городов заняло особое место в жизни феодального общества, стало играть заметную роль в сословно-представительских собраниях.

Не составляя социально монолитного слоя, жители средневековых городов конституировались как особое сословие. Их разобщённость усиливалась господством корпоративного строя внутри городов.

Важнейшим результатом борьбы городов с сеньорами явилось освобождение горожан от личной зависимости, закреплённое в городском праве.

Попытки модернизации советской общественно – политической системы в период перестройки. Распад СССР. Провозглашение независимости РБ
Середина 80х г. – советский союз оказался перед серьёзными проблемами, в марте 1985г. – к власти пришёл Горбачёв, который понимает, что нужны реформы, объявлен курс на ускорение социально-экономического развития СССР, задачи: увеличить темпы развития экономики; повысить качество продукции, эту политику проводили в рамках социализма, при ...

Ценности
В результате активного вмешательства властных структур в жизнь каждой ячейки советского общества, любой семьи и любого индивидуума, неизбежным стало противостояние «наших» («МЫ») и «не наших» («ОНИ»). В повседневной борьбе за выживание произошел отход от общечеловеческих ценностей. Человеческая жизнь обесценилась . Милосердие, сострадан ...

Становление, развитие и кризис «реального социализма» в Польше
На рубеже 40-х - 50-х гг. в Польше стала складываться командно-распределительная система по советскому образцу. Ее центральным звеном являлась Польская объединенная рабочая партия, точнее ее руководящие органы, в руках которых были сосредоточены как рычаги управления всеми сторонами социальной и экономической жизни общества, так и распо ...