Новая организация просвещения. Развитие науки. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования.
Страница 2

Реформы Петра I » Новая организация просвещения. Развитие науки. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования.

Петр лично составил для этих учеников инструкцию, в которой изложил программу обучения. В число наук, которые надлежало одолеть, царь включил навигацию и кораблестроение. О результатах обучения выдавались свидетельства иностранных учителей, это были специальные дипломы. Кроме учебы стольник, — посыльный за границу обязан был обучить овладеваемой специальности прикрепленного солдата или сержанта, а также нанять на русскую службу по два искусных мастера-кораблестроителя. Таким образом, общее число отправившихся за границу на обучение составляло 122 человека.

В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему. Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.

В первой четверти ХVIII была создана целая сеть школ начального обучения. Открыты цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и подьяческих детей 10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образом в провинциальных городах.[13]

Наиболее важными в системе петровского просвещения являются технические учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в Навигационной и Артиллерийской школах, а позднее вместо навигационной школы была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открылась инженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище при Московском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволило освобождаться от иностранцев наемников, и, прежде всего в офицерском корпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в отставку свыше 200 генералов и офицеров-иностранцев. К 20 годам ХVIII века офицерский корпус на 90% состоял из русских. [14]

Первые учебники.

Для открывшихся школ выпускалась разнообразная учебная литература — буквари, пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационной школы Л. Магницкий издал знаменитую «Арифметику».

Развитие науки. Учреждение академии наук.

Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В. Атласов провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских островов.

Большие достижения характерны для этого времени в практической механике. Собирались коллекции по минералогии и металлургии, ботанике, биологии и т.п. была организована обсерватория. Для развития и распространения научных знаний в Петербурге была учреждена Академия наук.

Страницы: 1 2 

Виды этнических процессов. Славянский этап этнической истории Беларуси
Виды этнических процессов: 1.миграция, 2.консалидация, 3.миксация, 4.ассимиляция, 5.аккультурация, 6.геноцид Славянский этап - дунайская версия прородины славян – верховье реки Дунай. Монарх Дунай. В середине 1го тысячелетия – начинают переселяться. Укранская Вальнь и Бел. Полесье – 1е земли славян. Зап. Славяне: Восточн. Славяне: - ...

Реформация и контрреформация в Западной Европе и на белорусских землях. Брестская церковная уния
Общественное движение в большинстве стран направлено против феодальных порядков и осуществлялось в форме борьбы с католической церковью( 16 - первая половина 17в) - реформация. Ее главная причина - потребность в идеологическом обосновании свободного капиталистического предпринимательства. В 16в в результате потребностей возникает зарожд ...

Выбор и роспуск Учредительного собрания
Чтобы сорвать строительство Советского государства, контрреволюция стала требовать созыва Учредительного собрания, надеясь получить в нем большинство и, с его помощью ликвидировать Советскую власть. До Октябрьской революции, находившиеся у власти буржуазные и мелкобуржуазные партии, не желая удовлетворить коренных требований народа о ми ...