Культура. Известные деятели Е.Полоцкая, К. Туровский, К. Смолятич
Страница 1

Исторические материалы » Культура белорусских земель в IX веке » Культура. Известные деятели Е.Полоцкая, К. Туровский, К. Смолятич

Богатой была культура Беларуси эпохи раннего средневековья.

Первой эпиграфической надписью на восточнославянских землях было имя полоцкого князя Изяслава на принадлежавшем ему перстне-печати (10 в.). В 11 в., как следствие принятия христианства, в Полоцк, Туров и другие города проникали оригинальные и переводные произведения отцов церкви, Библия. Началось самостоятельное летописание, культовое строительство, возникают первые монастыри.

В конце 9 в. в Полоцке возведена первая каменная церковь Святой Богородицы. В середине 11 в. – величественный соборный храм Святой Софии, по духовной аналогии с храмами в Константинополе, Охриде, Киеве, Новгороде. Сохранились имена строителей этого храма: Давид, Таума, Микула, Капес.

В 12 в. в Полоцке было уже 10 храмов и каменный княжеский дворец. В Гродно было возведено три церкви, по одной в Минске, Витебске, Новогрудке, Пинске, Турове, Волковыске. Значительное влияние оказали полоцкие архитекторы на строительство храмов в Смоленске. Сложилась специфическая Полоцкая архитектурная школа 12 в., в которой отчетливо просматриваются балкано-византийские традиции.

Активно развивалось изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сохранились росписи мастера Кузьмы в Спасо-Преображенском храме Полоцкого женского монастыря. Мастером Лазарем Богшею в 1161 г. был создан уникальный крест по заказу княжны-игуменьи Ефросиньи Полоцкой из золота и серебра с использованием техники перегородчатой эмали.

Многочисленные эпиграфические памятники – надписи на кресте 1161 г., на бытовых предметах, на бывших культовых камнях, берестяные грамоты из Витебска и Мстиславля и др. свидетельствуют о широком распространении в 11 – 13 вв. письменности.

Древнейший литературный памятник Восточной Европы – рыцарская баллада первой половины 12 в. «Слово о походе Игоря» написан автором, чья жизнь была теснейшим образом связана с Полоцком и его историей. Литературным трудом, наставничеством, переписыванием книг занималась Ефросинья Полоцкая. Вскоре после смерти в 1173 г. она была причислена к святым.

Огромный след в христианском литературном наследии оставил епископ Кирилл Туровский. Сохранились его философские притчи, «слова», 30 молитв и каноны. С 12 в. они переписывались и переиздаются вплоть до наших дней.

Необыкновенно богатой была бытовая культура жителей раннефеодальной Беларуси, ее городов. Многочисленные орнаментальные мотивы в гончарстве, резьбе по дереву, ювелирных изделиях, одежде и т. д., соединяли в себе традиции язычества и христианства. В незначительно трансформированном виде они присутствуют и в современных этнографических произведениях.

Археологические находки свидетельствуют о развитой музыкальной и певческой культуре.

Таким образом, в раннефеодальный период были заложены основы дальнейшего государственного, экономического и культурного развития земель Беларуси. В трансформированном виде они присутствуют и в современных этнографических произведениях.

Письменность у наших предков существовала еще до распространения кириллицы. Эта система записи представляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмо применялось для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и тд, оно не было приспособлено для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не приспособив их к особенностям славянской фонетики. Свидетельством письменности наших предков являются так называемые «Борисовы камни» (6шт), а также самшитовый гребень, найденный в раскопках Бреста. На гребне были вырезаны буквы алфавита от «а» до «л». Свидетельство – «берестяные грамоты». Первая в Витебске, а также надписи на камне, найденные в фундаменте Полоцкого Софийского собора.

Важную роль в развитии письменности, образовании всей культуры сыграли в это время монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.

Свидетельством высокой культуры восточных славян являлись летописи. Важным источником по истории Полоцкого, Туровского, Киевского княжеств в 12-13веках являлся Ипатьевский летописный свод, который состоит из следующих летописей: «Повести временных лет», «Киевской летописи», «Галицко-волынской летописи». Существовала также Смоленская и Полоцкая летописи. Полоцкая не сохранилась. Точно известно что она существовала (в 18 веке его использовал русский ученый Татищев). Большое значение среди памятников письменности принадлежит летописи «Слово о полку Игореве» (1185), в котором рассказывается о походе Новгород – северского князя Игоря на половцев. В летописи говорится о полоцком князе Всеславе Чародее и конкретно рассказывается о его походе на Новгород, о битве на Немиге, о княжении его в Киеве и возвращении его в Полоцк. Развивалось в это время и устное народное тв-во. Существовала также и переводная литература:«Библия», «Евангелие», «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия».О том, что на белорусских землях существовало много книг говорит тот факт, что в Софийском соборе в Полоцке была большая библиотека, судьба которой неизвестна. Распространение культуры и образования в 12 веке связано с именем просветительницы Е. Полоцкой. Е. Полоцкая (1104 – 1167) была дочкой князя св. Георгия, внучкой Вс. Чародея. До крещения – имя Предслава. Не захотев выйти замуж за неизвестного богатого князя, против воли отца ушла в монастырь – имя Ефросиния («житие Е. Полоцкой») – 12 в. Она организовывала мастерские по переписи книг, открыла иконописную мастерскую, 2 школы. На свои средства Е. Полоцкая основала женский монастырь – «Монастырь св. Спаса» и мужской – «св. Богородицы», 2 церкви, которые стали центром духовности. Особенно известна Спаса – преображенская церковь. По ее заказу был сделан крест мастером Л. Богшей. В конце жизни совершила поломничество в Иерусалим, где умерла в 1167 г. Е. П. Первая женщина на Руси, которую церковь канонизовала в святые (заступничество перед Богом). В 1910 г ее мощи были перевезены в Полоцк, где и находятся в Спасо – преображенской церкви.

Страницы: 1 2

Христианский элемент населения
Трудно определить, насколько славянский элемент в продолжение первого периода в истории Муромо-Рязанского княжества проник в массу туземного населения; но, вообще говоря, в начале XIII в. он не был еще значителен. К нему принадлежало, конечно, большинство городского сословия и часть сельских жителей между Окою и Пронею; особенно скоро р ...

БССР в период восстановления народного хозяйства. Попытки реформирования советской экономики 50-60 гг. 20 в.
В годы войны БССР потеряла очень много. Почти все крупные сооружения разрушены, большая часть населения погибла, перестали действовать все заводы и т.д. Особенностью восстановления стало то, что Беларусь, как часть единого союзного государства, получила помощь со стороны тех республик, которые избежали гитлеровской оккупации. Восстановл ...

Первый этап опричнины
По указу Ивана Грозного взятые в опричнину получали земли на опричной территории (Центр, театр военных действий Ливонской войны и прифронтовая зона, а также Поморье и северные земли с черносошным крестьянством платившим подати не феодалу, а непосредствено в государственную казну). Те же, кто оказался земским, должны были оставить свои и ...