Богатой была культура Беларуси эпохи раннего средневековья.
Первой эпиграфической надписью на восточнославянских землях было имя полоцкого князя Изяслава на принадлежавшем ему перстне-печати (10 в.). В 11 в., как следствие принятия христианства, в Полоцк, Туров и другие города проникали оригинальные и переводные произведения отцов церкви, Библия. Началось самостоятельное летописание, культовое строительство, возникают первые монастыри.
В конце 9 в. в Полоцке возведена первая каменная церковь Святой Богородицы. В середине 11 в. – величественный соборный храм Святой Софии, по духовной аналогии с храмами в Константинополе, Охриде, Киеве, Новгороде. Сохранились имена строителей этого храма: Давид, Таума, Микула, Капес.
В 12 в. в Полоцке было уже 10 храмов и каменный княжеский дворец. В Гродно было возведено три церкви, по одной в Минске, Витебске, Новогрудке, Пинске, Турове, Волковыске. Значительное влияние оказали полоцкие архитекторы на строительство храмов в Смоленске. Сложилась специфическая Полоцкая архитектурная школа 12 в., в которой отчетливо просматриваются балкано-византийские традиции.
Активно развивалось изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сохранились росписи мастера Кузьмы в Спасо-Преображенском храме Полоцкого женского монастыря. Мастером Лазарем Богшею в 1161 г. был создан уникальный крест по заказу княжны-игуменьи Ефросиньи Полоцкой из золота и серебра с использованием техники перегородчатой эмали.
Многочисленные эпиграфические памятники – надписи на кресте 1161 г., на бытовых предметах, на бывших культовых камнях, берестяные грамоты из Витебска и Мстиславля и др. свидетельствуют о широком распространении в 11 – 13 вв. письменности.
Древнейший литературный памятник Восточной Европы – рыцарская баллада первой половины 12 в. «Слово о походе Игоря» написан автором, чья жизнь была теснейшим образом связана с Полоцком и его историей. Литературным трудом, наставничеством, переписыванием книг занималась Ефросинья Полоцкая. Вскоре после смерти в 1173 г. она была причислена к святым.
Огромный след в христианском литературном наследии оставил епископ Кирилл Туровский. Сохранились его философские притчи, «слова», 30 молитв и каноны. С 12 в. они переписывались и переиздаются вплоть до наших дней.
Необыкновенно богатой была бытовая культура жителей раннефеодальной Беларуси, ее городов. Многочисленные орнаментальные мотивы в гончарстве, резьбе по дереву, ювелирных изделиях, одежде и т. д., соединяли в себе традиции язычества и христианства. В незначительно трансформированном виде они присутствуют и в современных этнографических произведениях.
Археологические находки свидетельствуют о развитой музыкальной и певческой культуре.
Таким образом, в раннефеодальный период были заложены основы дальнейшего государственного, экономического и культурного развития земель Беларуси. В трансформированном виде они присутствуют и в современных этнографических произведениях.
Письменность у наших предков существовала еще до распространения кириллицы. Эта система записи представляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмо применялось для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и тд, оно не было приспособлено для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не приспособив их к особенностям славянской фонетики. Свидетельством письменности наших предков являются так называемые «Борисовы камни» (6шт), а также самшитовый гребень, найденный в раскопках Бреста. На гребне были вырезаны буквы алфавита от «а» до «л». Свидетельство – «берестяные грамоты». Первая в Витебске, а также надписи на камне, найденные в фундаменте Полоцкого Софийского собора.
Важную роль в развитии письменности, образовании всей культуры сыграли в это время монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.
Свидетельством высокой культуры восточных славян являлись летописи. Важным источником по истории Полоцкого, Туровского, Киевского княжеств в 12-13веках являлся Ипатьевский летописный свод, который состоит из следующих летописей: «Повести временных лет», «Киевской летописи», «Галицко-волынской летописи». Существовала также Смоленская и Полоцкая летописи. Полоцкая не сохранилась. Точно известно что она существовала (в 18 веке его использовал русский ученый Татищев). Большое значение среди памятников письменности принадлежит летописи «Слово о полку Игореве» (1185), в котором рассказывается о походе Новгород – северского князя Игоря на половцев. В летописи говорится о полоцком князе Всеславе Чародее и конкретно рассказывается о его походе на Новгород, о битве на Немиге, о княжении его в Киеве и возвращении его в Полоцк. Развивалось в это время и устное народное тв-во. Существовала также и переводная литература:«Библия», «Евангелие», «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия».О том, что на белорусских землях существовало много книг говорит тот факт, что в Софийском соборе в Полоцке была большая библиотека, судьба которой неизвестна. Распространение культуры и образования в 12 веке связано с именем просветительницы Е. Полоцкой. Е. Полоцкая (1104 – 1167) была дочкой князя св. Георгия, внучкой Вс. Чародея. До крещения – имя Предслава. Не захотев выйти замуж за неизвестного богатого князя, против воли отца ушла в монастырь – имя Ефросиния («житие Е. Полоцкой») – 12 в. Она организовывала мастерские по переписи книг, открыла иконописную мастерскую, 2 школы. На свои средства Е. Полоцкая основала женский монастырь – «Монастырь св. Спаса» и мужской – «св. Богородицы», 2 церкви, которые стали центром духовности. Особенно известна Спаса – преображенская церковь. По ее заказу был сделан крест мастером Л. Богшей. В конце жизни совершила поломничество в Иерусалим, где умерла в 1167 г. Е. П. Первая женщина на Руси, которую церковь канонизовала в святые (заступничество перед Богом). В 1910 г ее мощи были перевезены в Полоцк, где и находятся в Спасо – преображенской церкви.