Новый праздник – День народного единства. Историческое содержание нового праздника: от смуты к Великой России
Страница 1

Исторические материалы » Исторический аспект введения нового государственного праздника в России » Новый праздник – День народного единства. Историческое содержание нового праздника: от смуты к Великой России

Разговор о новом празднике 4 ноября надо начинать с того, что в 1612 году в этот день не произошло ровным счетом ничего значимого. Народное ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского одержал победу в битве за Москву и выбило поляков из Китай-города 22 октября 1612 года по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница между юлианским и григорианским календарем (новый стиль) не задана раз и навсегда. С течением времени она увеличивается, поскольку определяется в зависимости от века по следующей формуле: каждое столетие, кроме тех, где первые две цифры делятся на четыре – 1200, 1600, 2000, - прибавляется один день. Для XVII века, например, прибавлять надо не тринадцать дней, как сейчас, а десять. То есть годовщина события, о которой, мы говорим, должна отмечаться 1 ноября, а вовсе не 4-ог. Ошибка эта вышла по невежеству и халатности: создатели законопроекта просто взяли дату празднования Казанской иконы Божьей Матери ( в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), даже и не задумавшись о том, что православная церковь живет по юлианскому календарю, а потому через 100 лет (нынешнее столетие не дает дополнительного расхождения между календарями) будет праздновать этот день 5 ноября, еще через 100 – 6-го и так далее. [3]

Кроме того, и само событие – взятие Китай-города – не является столь уж значимым. Московский Белый город был и без того уже почти год занят казаками князя Трубецкого, которые, собственно, и освободили Китай-город 22 октября, причем польский гарнизон отступил в Кремль и сдался только через месяц. Более того, после этого Москве угрожало войско польского короля Сигизмунда, который после неудачной осады Волоколамска повернул назад в Польшу. Были и серьезные распри между ополчением Пожарского и казаками Трубецкого, едва не переросшие в междоусобную резню.

Но тем не менее при всех реальных огрехах и возможных придирках выбор основания для нового праздника как нельзя более удачный.

Что представляла собой Россия начала XVII века? Начать с того, что никакой России, собственно, еще не было. Было царство Московское, которое разваливалось на глазах и должно было вот-вот погибнуть совсем. С одной стороны – с одной стороны поляки в лице войска гетмана Жолкевски, вышедшего к Москве, и короля Сигизмунда III, осадившего Смоленск. С другой – очередной Лжедмитрий, хоть и оттесненный от Москвы, но с мощным войском, состоящим из казаков и самых разных наемников ( в том числе и литовских частей Сапеги). С третьей – шведы, угрожающие Новгороду, с четвертой – русские «ратные люди», действующие то вместе с поляками, то вместе с Лжедмитрием, то сами за себя и против всех. При этом собственно «наших» никаких и нет. Московские бояре в страхе перед Лжедмитрием и его казаками присягают Владиславу, сыну польского короля Сигизмунда III, однако и это не спасает от грабежей и избиений со стороны занявших Москву польских войск. Да и Сигизмунд III не спешит отправлять сына на царство, полагая, что проще будет просто захватить московские земли. Казаки Заруцкого и Трубецкого, выступившие против поляков, грабят русские города еще хлеще интервентов.

И вот тут, когда уже и надеяться не на что и не на кого, на защиту государства встал народ. Не чернь московская, бунтовавшая с Лжедмитриями, а торговый и подьячий народ городов российских. «Похотеть нам помочь Московскому государству, то не пожалеть нам ничего», - так сформулировал национальную идею нижегородский торговец мясом Кузьма Минин, и эта формула нашла отклик в сердцах таких же, как он, нижегородских, ярославских, суздальских, арзамасских обывателей.

И не только против поляков, чужеземцев и иноверцев собиралось ополчение. Оно собиралось так же против казаков и других «ратных людей, творящих беззаконие». Люди отдавали деньги для восстановления суверенного российского государства, для возвращения жизни в нормальное русло.

Страницы: 1 2

Внешняя политика СССр в 1920-30гг.
После 1917 г. Россия оказалась в международной изоляции, ибо досрочно вышла из войны и отказалась платить царские долги. Первый договор заключила с ней, тем самым признавая, Эстония. В 1922 г. делегация РСФСР во главе с Г. В. Чичериным в ходе Генуэзской конференции подписала Рапалльский договор с Германией, также пострадавшей от Англии ...

Особенности древневосточной деспотии
Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а сами ...

Образование Российского государства в конце XV-начале XVI в.
Процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). Так после смерти Василия II Темного московский престол занял его старший сын Иван Васильевич, ставший соправителем отца еще при его жизни. Именно на долю Ивана III выпало завершение двухвекового процесса ...