Заключение

Мегасфен утверждает, что в Индии не было рабов. Он, безусловно, ошибался. В Индии рабство принимало непривычно мягкие формы, и рабов было значительно меньше, чем в цивилизациях Запада, поэтому он мог не распознать раба в индийском дасе. Особой касты рабов не было, и хотя «Артхашастра»[8] заявляет, что рабство противно природе ариев, при известных обстоятельствах член любого сословия мог стать рабом. Все же, несомненно, большинство рабов принадлежало к низшим кастам.

Слово «даса» первоначально обозначало аборигенов, покоренных ариями в ранний период их вторжений в Индию. Позднейшее свое значение оно, без сомнения, приобрело в результате обращения в рабство большого числа дасов, захваченных в плен на поле брани, и здесь, вероятно, следует искать источник возникновения рабства в Индии. «Махабхарата» указывает, что по законам войны побежденный должен стать рабом победителя, и пленный обычно служил тому, кто взял его в плен, пока его не выкупали. Однако впоследствии появилось еще несколько категорий рабов.

Как и в других рабовладельческих цивилизациях, в Индии раб мог занимать видное положение и обществе, и литературные источники даже упоминают о рабах, выступавших в роли царских советников. Труд рабов иногда находил применение и важных отраслях экономики, например и сельском хозяйстве или и горном деле, но чаще всего рабы использовались и качестве домашней челяди или личных слуг.

Гуманные предписания «Артхашастры» (вероятно, единственные в своем роде в истории древних цивилизаций), по всей видимости, отражают дух законодательства эпохи Маурьев. Не удивительно поэтому, что Мегасфен пишет об отсутствии рабства в Индии. В отличие от многих цивилизаций древности экономика Индии никогда не основывалась па рабском труде; трудовой люд — земледельцы и ремесленники — были обычно свободными людьми, и здесь мы не найдем хозяйств, напоминающих римские латифундии. В ранних источниках нет упоминаний о рынках рабов, и, хотя работорговля существовала, она, по-видимому, первоначально не была регулярной. Только в первые века нашей эры получила развитие торговля рабынями между Индией и Римской империей; рынки рабов существовали также в XVI в. в империи Виджаянагара.

Можно привести многочисленные цитаты из литературы, свидетельствующие о дурном обращении господ с рабами; и, вероятно, жребий раба часто был весьма горестным; однако в Индии он был, наверное, менее тягостен, чем в большей части древнего мира. Действительно, из многих источников следует, что слово «даса» обозначало скорее крепостного или слугу, чем раба.

[1] История Древнего мира. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич. Н.М. Волчек. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 40.

[2] Из книги законов Ману (Манава Дхармашастра) // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т.1 / Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 1996. – С. 25-55.

[3] История Древнего мира. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич. Н.М. Волчек. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 41.

[4] История Древнего мира. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич. Н.М. Волчек. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 43.

[5] История Древнего мира. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич. Н.М. Волчек. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 105.

[6] История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1979. – С. 361.

[7] Бэшем А.Л. Чудо которым была Индия. – М.: Восточная литература РАН, 2000. – С. 165.

[8] Артхашастра // хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. В.В. Стру-ве. – М.: Учпедгиз, 1950. – С. 294-301.

Итоги преобразований
Определяя историческую значимость реформ Петра I, неизбежно встает вопрос: насколько был необходим для России именно такой тип реформ, именно такой темп и такие методы их проведения – с применением фактически почти неограниченного насилия. В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всем ...

Теория разделения труда и денег
Страна богатеет, когда производит больше, чем тратит. Смит показывал, что поскольку каждый индивид в обществе специализируется на производстве одного предмета, постольку все индивиды оказываются зависимыми друг от друга. Общество же является трудовым союзом, построенным на разделении труда, а труд в свою очередь связывает людей в единое ...

Назначение наследника престола
Уже в первые дни после гвардейского переворота, еще только вступив на престол, Елизавета поставила задачу закрепить престол за наследниками Петра I, чтобы тем самым преградить путь на трон наследникам своего дяди Ивана V. Поэтому она сразу же назвала своим наследником сына своей старшей сестры Анны, единственного оставшегося внука Петра ...