Международные отношения в мире после конца войны. Положение СССР на мировой арене в этот период. Расстановка и соотношение сил в мире в конце войны

Исторические материалы » Итоги Второй Мировой войны для СССР » Международные отношения в мире после конца войны. Положение СССР на мировой арене в этот период. Расстановка и соотношение сил в мире в конце войны

Главным итогом шестилетней кровопролитной войны, в которой участвовало 61 государство с населением 1700 миллионов человек, т.е. ¾ всего человечества, стала победа демократических сил объединенных в антифашистский блок государств различных социально-экономических систем. [14, с. 319] Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке, в соотношении сил на мировой арене. Представители наиболее реакционных сил – итальянский и германский фашизм, а также японский милитаризм, потерпели крах. Они были разгромлены объединенными усилиями несовместимых, но одинаково ненавидимых ими советских коммунистов и буржуазных демократов.

Послевоенная обстановка в мире резко изменилась. Германия, Италия, Япония были не просто разгромлены, а в этих странах предстояли коренные преобразования всей структуры общественной и экономической жизни, связанные с деидеологизацией, демилитаризацией, заменой властных органов и официального руководства. Дальнейшие их союзнические взаимоотношения исключались международными обязательствами стран антигитлеровской коалиции.

Великобритания и Франция были экономически ослаблены войной, и необходимо было время для восстановления их былого престижа на мировой арене. К тому же в этих странах и их колониях обострились классовые противоречия. Быстро росла организованность и сознательность рабочего класса, усиливалось влияние профсоюзов и коммунистических партий на широкие слои населения.

Разгром агрессоров, ослабление колонизаторов, усиление социализма способствовали борьбе народов за национальную независимость. До второй мировой войны в колониальных и полуколониальных странах проживало 1,5 миллиарда человек, т.е. 65% всего населения. К началу пятидесятых годов от колониального ига освободились 1,2 миллиарда человек. [14, с340] Самостоятельными государствами стали Бирма, Индия, Индонезия, Иордания, Ливан, Пакистан, Сирия, Филиппины, Цейлон и другие.

Изгнание оккупантов из Польши, Чехословакии, Франции, Бельгии, Голландии, Югославии, Албании, Греции, Китая, Кореи, Вьетнама и других стран избавило многие народы от иноземного владычества. В Болгарии, Румынии, Венгрии, Италии, Финляндии, которые были союзниками гитлеровской Германии, произошли кардинальные изменения, поставившие народы перед выбором дальнейшего пути своего развития.

США, укрепившие свои позиции и обогатившиеся, были полны амбиций на мировое господство. Монопольное владение атомной бомбой усиливало их претензии.

Международное положение СССР поле войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Положение в соотношении сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была по численности на первом месте в мире, однако в области некоторых видов военной технологии и США, и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого понес огромные потери.

Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, несмотря на то, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью.

В этой ситуации были возможны два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал ставку на приобретение «гарантий безопасности» посредством расширения сферы советского влияния. Эти два взаимоисключающих подхода отражались в позициях, дискутирующихся в партийном руководстве. Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход возобладал в первые месяцы после Ялтинской конференции, – вероятно, при личном содействии Сталина, который полностью поддерживал концепцию зон влияния, ободренный успехами в Польше, Румынии и Чехословакии и желавший добиться окончательного признания СССР в качестве сверхдержавы.

В условиях все более поляризующегося мира эта политика привела в последующие годы к образованию блоков и конфронтации. Впрочем, усиление напряженности всегда умело дозировалось и с одной, и с другой стороны в зависимости от того, как каждый лагерь видел свою сферу влияния и оценивал свою волю к сопротивлению.

Таким образом, мировое сообщество вновь было разобщено, как и после первой мировой войны, но отчетливо намечались два противоположных социально-политических лагеря во главе с США и СССР. Предстояло не просто идеологическое противостояние, а самая ожесточенная борьба за союзников и сферы жизненных интересов

Начало франкмасонства в России
Первое достоверное сведение о существовании в России франкмасонства относится к 1731 г., когда провинциальным великим мастером был капитан Джон Филипс. В 1741 г. обязанности провинциального великого мастера исполнял генерал Яков Кейт. Впервые правительство обратило внимание на франкмасонов в 1747 г. Есть известие о существовании в С.-Пе ...

Реформация и контрреформация в Западной Европе и на белорусских землях. Брестская церковная уния
Общественное движение в большинстве стран направлено против феодальных порядков и осуществлялось в форме борьбы с католической церковью( 16 - первая половина 17в) - реформация. Ее главная причина - потребность в идеологическом обосновании свободного капиталистического предпринимательства. В 16в в результате потребностей возникает зарожд ...

Особенности государственного управления, социальной структуры Руси и экономического развития
После династического переворота Олега произошло объединение Северной Руси и Киевского Полянского государства. В этой протодержаве монархического типа отсутствовали какие-либо границы, не было единых законов, а подчинение центру заключалось в уплате дани великому князю. В течение всего существования Киевской Руси доход князей формировалс ...