Внутренняя и внешняя политика Александра I. Правление Александра I (1801 - 1825 гг.).
Страница 2

Исторические материалы » Политика управления Александра I и Николая I » Внутренняя и внешняя политика Александра I. Правление Александра I (1801 - 1825 гг.).

Новые проекты реформ государственного управления были представлены крупным государственным деятелем - либералом М.М. Сперанским, который с 1807 г. стал главным советником царя по всем делам управления и законодательства. В 1808 г. царь поручил ему руководство комиссией по составлению законов. В 1809 г. М.М. Сперанский представил Александру проект государственных преобразований, предусматривавший поэтапный переход к конституционной монархии ("Введение к Уложению государственных законов"). Предлагал создать выборную Государственную думу с правом обсуждения законодательных проектов, ввести выборные судебные инстанции и создать Государственный совет (как связующее звено между императором и органами центрального и местного управления). Несмотря на то, что Сперанский не затрагивал социальных проблем и не касался основ крепостного строя, его проект имел прогрессивное значение, так как способствовал началу конституционного процесса в России и сближению ее государственного строя с западноевропейскими политическими системами. Однако этому не суждено было сбыться. Вся крепостническая Россия выступила против либеральных преобразований. Царь, одобривший план М. Сперанского, не решился на его осуществление. Единственным результатом задуманных реформ стало учреждение Государственного совета (в 1810 гг.), которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. 17 марта 1812 г. Сперанский был уволен со службы, обвинён в предательстве и выслан в Нижний Новгород под надзор полиции. Таким образом, император завершил попытки проведения глобальных реформ. После Отечественной войны 1812 г. в связи с усилением реакционной тенденции в политике Александра I вопрос о дальнейших реформах в области государственного управления не ставился.

Внутриполитический курс российского самодержавия этого периода связан с европейской реакцией. После завершения войны 1812 г. и военных кампаний 1813 -1814 гг. положение в стране ухудшилось. Был дезорганизован государственный административный аппарат, расстроены финансы, нарушилось денежное обращение. В этих условиях политика самодержавия приобрела более консервативный характер

Император еще не оставил попыток решения крестьянского вопроса и осуществления конституционных идей. Завершилось проведение крестьянской реформы в Прибалтике, начало которой было положено в 1804-1805 гг. Так, в 1816 г. вышел указ об освобождении крестьян в Эстонии (без земли). Получив личную свободу, крестьяне оказывались в полной зависимости от помещиков. В 1817-1819 гг. на таких же условиях освобождались крестьяне Эстонии и Латвии (Курляндии и Лифляндии). В 1818-1819 гг. разрабатывались проекты освобождения крестьян России (при максимальном соблюдении интересов помещиков). Влиятельный сановник, правая рука царя, граф А.А. Аракчеев (военный министр с 1808-1810 гг., с 1810 г. - директор департамента военных дел Государственного совета, с 1815 гг. контролировавший деятельность Комитета министров) предложил проект освобождения крестьян от крепостной зависимости, посредством выкупа их у помещиков с последующим наделением землёй за счёт казны. Министр финансов Д.А. Гурьев считал необходимым провести освобождение крестьян на договорной основе с помещиками, а различные формы собственности вводить постепенно. Оба проекта были одобрены царём, но не реализованы.

В мае 1815 г. присоединённому к России Царству Польскому была дарована конституция (одна из самых либеральных конституций того времени). Это был первый шаг по пути введения конституционного правления в России. С 1819 г. по поручению императора проводилась работа над созданием проекта будущей российской конституции (авторами проекта стали Н. Н. Новосильцев и П. А. Вяземский). За год документ был закончен ("Государственная Уставная грамота для России"), но так и не увидел свет .

С начала 20-х гг. Александр I окончательно расстался с реформаторскими либеральными идеями, работа над проектами была свёрнута, интерес к государственным делам утрачен. .Среди окружавших его сановников выделилась фигура А. А. Аракчеева, ставшего фактическим правителем страны. Именно Аракчеев внёс решающий вклад в продолжившуюся бюрократизацию государственного управления. Господство канцелярии и бумажной волокиты, стремление к мелочной опеке и регламентации - таковы важнейшие составные части политической системы, созданной им. Наиболее уродливым проявлением установившегося режима стали, так называемые, военные поселения.

Страницы: 1 2 

Поэтическая теория и практика
М.В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антонови ...

Революция 1905-1907 гг в России.
Экономич и политич кризис в стране, нежелание самодержавия учесть потребности страны, почти все слои русского общества недовольны своим положением. Интеллигенция и часть дворянства желала введения конституции. Крестьяне добивались помещичьей земли. Рабочие были недовольны низкой зарплатой и условиями труда. + неудачи в войне с Японией. ...

Послевоенное устройство мира
Берлинский кризис нельзя рассматривать в отрыве от предшествующих ему событий, только как блокаду Берлина в 1948 году. Он явился результатом целой цепи событий, повлекших данное развертывание действий советской стороны. Начало противостоянию Запада и СССР положила еще Парижская мирная конференция, которая продолжилась в плане Маршалла. ...