Рабы-вердум составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности – это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.
В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину.
Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония – очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.
Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.
Общинная земля была разделена между селениями (общинами) и делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности – «соседями» во временное пользование по жребию.
Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.
3. Обязательственное право.
Обязательственное право времен Хаммурапи знает:
а) договорные обязательства;
б) обязательства из причинения вреда.
Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.
Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей – с торговыми агентами).
Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях:
нанесения ущерба ирригационным сооружениям;
неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле;
порубке дерева в чужом лесу;
столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке);
ранение в драке;
нечаянного убийства раба или рабыни.
4. Семейное право.
Брак заключался при помощи договора. В Вавилоне допускались браки рабов и свободных. Дети, рожденные в таких браках, признавались свободными. Жена занимала в семье достаточно высокое положение, но муж все же имел над ней значительную личную власть. Мужчина мог жениться на другой женщине, а бывшую жену оставить в доме как рабыню. Мужчина мог развестись свободно, но для женщины развод был затруднен.
5. Уголовное право.
В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.
Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:
а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);
б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);