Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России
Страница 1

Исторические материалы » Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России » Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России

Степан Осипович Макаров родился в Николаеве, в 1848 году в семье прапорщика. Родители через десять лет переехали в Николаевск-на-Амуре. Там мальчик поступил в низшее отделение Морского училища. Еще кадетом Степан плавал на военных кораблях в составе Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана. В 1865 году он первым по успеваемости закончил Морское училище и был произведен не в кондукторы флотских штурманов, как прочие, а в корабельные гардемарины. Уже во время учебы будущий адмирал получил неплохую практику, побывал с эскадрой в Америке, совершил плавание на корвете «Аскольд» в Японию и Африку, был замечен выдающимся кораблестроителем А.А. Поповым, командовавшим этой эскадрой, а также опубликовал свою первую статью в «Морском сборнике» — «Инструмент Адкинса для определения девиации в море».

В 1869 году Макарова произвели в мичманы. Потом была служба на броненосной лодке «Русалка» в эскадре адмирала Бутакова. Однажды произошло так, что корабль ударился о скалу, получил небольшую пробоину и едва не затонул из-за отсутствия нужных водоотливных средств. Макаров тогда изучил причины аварий кораблей и всерьёз занялся разработкой системы непотопляемости судов. В результате он предложил ввести новые устройства, в том числе и пластырь для заделки пробоин (так называемый «макаровский пластырь»).

В это же время он изобрел способ быстрой разводки пара, в котором не портились котлы. Кроме того, пары стали разводиться в 7,5 минут — когда прежде на это нужно было порядка шести часов.

К сожалению, почти все технические инновации Макарова рубились на корню, и делало это высшее руководство флота империи. Если нововведения и использовались, то туго; в других же странах их внедряли почти сразу, что, конечно же, наносило вред обороноспособности Российского государства. Кстати, морская тактика по Макарову преподавалась даже на другом конце света, в Аргентине, чему сам адмирал, узнав, был удивлен.

Адмирал Попов, разрабатывавший проекты кораблей, в 1872 году вызвал молодого изобретателя (уже лейтенанта) в свое распоряжение. Макаров продолжил свою работу над системой непотопляемости новых кораблей: броненосца «Петр Великий», поповок и фрегатов. Это дало моряку немалый опыт. В 1875 году Макаров издал работу «О непотопляемости судов», в которой изложил этот опыт и свои выводы. Он предложил разделить корпус судна на отсеки водонепроницаемыми поперечными переборками, создать второе дно и второй борт, разделенные на мелкие отсеки. Водоотливная система по его проекту состояла из магистральных труб, связанных с трубами в отсеках, что позволяло при необходимости осушать и заполнять любые отсеки. Макаров считал возможным и необходимым спрямлять крен, наливая воду в противоположный отсек. Как главный специалист по непотопляемости, он читал лекции в Кронштадте.

Часть технических предложений молодого офицера внедрили. Однако самую важную из его находок — выравнивание корабля посредством затопления неповрежденных отделений — Морской технический комитет счёл ересью. Понадобилось тридцать пять лет, Цусимское сражение и гибель самого Макарова, чтобы доказать правильность его идеи. Академик Крылов вспоминал, что Степан Осипович предлагал построить учебный корабль, чтобы тренировать экипажи управлять судном во время аварии.

Перед русско-турецкой войной 1877—1878 годов у России не было сильного флота в Черном море. А вот противник имел много судов с сильной артиллерией. Тогда Макаров предложил применять быстроходные пароходы с подъемными минными катерами. В ночной темноте маленькие суда быстро спускались на воду и атаковали минами неприятеля. После атаки катера отходили к пароходу, их поднимали на борт, и большой корабль быстро удалялся. Чиновники морского министерства снова-таки сопротивлялись нововведению.

Когда Макарова назначили командиром парохода «Великий князь Константин», он поставил на судно артиллерию и четыре минных катера. После объявления войны моряк решил практически проверить свои разработки. Атака на батумском рейде не удалась, из-за того, что не взорвалась мина. Зато последующие атаки были весьма успешны — оказался подорван сторожевой корабль, пробили броненосец. За это Макаров был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». В сентябре 1877 года Степана Осиповича снова повышают по службе: до капитан-лейтенанта, а через три месяца до капитана 2-го ранга.

Будущий адмирал впервые применил так называемые самодвижущиеся мины Уайтхеда (торпеды). Это было в конце 1877 года, против турецких броненосцев. Это дало толчок к развитию минных катеров, которые оказались предшественниками торпедных катеров и эскадренных миноносцев. Пароход же «Константин» по сути стал прообразом плавучих баз.

Страницы: 1 2 3

Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.
В середине XVII в. в Камбодже возник конфликт на религиозной почве между сторонниками ислама, во главе которых стоял находившийся в тот момент на престоле и принявший мусульманское вероисповедание Чан (1642-1659) и буддистами, предводительствовал которыми Преах Батом Реатеа. Буддистов поддерживали и вьетнамцы. Чан потерпел в этом против ...

Причины и последствия удельной раздробленности Руси на рубеже XI-XII вв.
На рубеже XI и XII вв. Древнерусское государство распадается на ряд самостоятельных областей и княжеств. Основные причины такого распада: 1. Естественное деление земель между детьми умершего князя Ярослава Мудрого. Так после его смерти (1054 г.) Киевское государство было разделено между его пятью сыновьями, сделал он это так, что влад ...

Эволюция советской терроризма
В постсталинский период тема индивидуального террора в революционном движении была реабилитирована. Поощрялись, в частности, исследования по истории народовольческого терроризма. Однако применительно к началу XX века тема оказалась не столь желательной. Она рассматривалась лишь попутно, главным образом в контексте изучения неонародничес ...