Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России
Страница 2

Исторические материалы » Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России » Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России

После войны Макаров стал командиром парохода «Тамань», на котором по собственным приборам исследовал течения в Босфоре. До Макарова наука не знала об обратном подводном течении из Средиземного моря в Черное. Степан Осипович просчитал скорость течения на разной глубине, а также температуру и плотность воды. В 1885 году он опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Труд был удостоен премии Академии наук.

Также он доказывал возможность использования подводного оружия — мин, а позднее и субмарин. Первым в мире он выдвинул идею быстроходных минных заградителей, разработал основные элементы судов, чьим предназначением было бы постановка системы минных заграждений у берегов противника.

Кроме того, в это же время Макаров занимался мелководными судами для плавания по Аральскому морю и рекам Амударья и Сырдарья. Он разработал приспособления для подъема тяжестей и лошадей, а также для буксировки ботов.

Как океанолог, Степан Осипович по праву считается основоположником учения о проливах Мирового океана, которые он исследовал во время своего кругосветного путешествия (1886—1889) на военном корвете «Витязь». Посетив порта Европы, Америки и Японии и пройдя свыше тридцати тысяч миль под парами и более двадцати пяти тысяч под парусами, судно вернулось в Кронштадт. По завершении плавания Макаров написал труд «"Витязь" и Тихий океан». Книга получила Макарьевскую премию Академии наук и большую золотую медаль Географического общества. Так, Степан Осипович, благодаря научно-исследовательским трудам, стал одним из основоположников океанографии. Ныне имя корвета «Витязь» среди названий других наиболее замечательных судов исследователей Мирового океана выбито на фронтоне Океанологического музея в Монако.

В свои сорок один год от роду он стал самым молодым контр-адмиралом российского флота. Еще шесть лет ему понадобилось, чтобы получить звание вице-адмирала. В этот период, часто выходя в море и работая в различных комиссиях, Макаров продолжал изобретать. Для бронебойных снарядов Макаров предложил колпаки из мягкой стали, увеличивших пробивную силу. Изобретение не засекретили, и «макаровские колпаки» скоро появились во всех иностранных флотах. Они применяются в бронебойных снарядах по сей день не только в морской артиллерии. Изобретение сулило Макарову миллионы, но он его так и не запатентовал.

Он вводил на вооружение бездымный порох, составленный Д.И. Менделеевым. В 1894—1895 годах контр-адмирал командовал эскадрой на Средиземном море, затем перешел с эскадрой на Дальний Восток и командовал ею в составе Тихоокеанской соединенной эскадры вице-адмирала С.П. Тыртова. По его поручению он подготовил приказ, включавший наставление для эскадры в бою — одну из первых инструкций для броненосного флота.

Весной 1897 года С.О. Макаров предложил построить большие ледоколы, с целью поддержания зимой навигацию в Финском заливе и Балтийском море, а летом обеспечивать морские перевозки вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Он добился от правительства необходимых ассигнований, на них в Англии был построен первый линейный ледокол «Ермак». Уже весной 1899 года корабль показал свои возможности, пробившись сквозь льды в Кронштадтскую гавань. Через несколько дней «Ермак» освободил из ледового плена одиннадцать торговых судов недалеко от Ревеля (Таллина), взломав ледяное поле вокруг них. 1 апреля ледокол за полчаса разбил лед на Неве. В результате навигация началась раньше, чем обычно.

На «Ермаке» адмирал дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, описав экспедицию в книге «"Ермак" во льдах», до сих пор не потерявшей значимости.

В 1897 году из печати вышел основной труд С.О. Макарова — «Рассуждения по вопросам морской тактики». В 1903 году были опубликованы работы «Броненосцы или безбронные суда» и «Без парусов», в которых флагман высказал свои предложения (местами спорные) по вопросам кораблестроения и тактики броненосного флота.

При постройке кораблей адмирал обращал внимание на улучшение кубриков для матросов, а в дальних походах налаживал быт и досуг команды. Он считал, что быть в море — значит быть дома. В бытность Макарова военным губернатором Кронштадта особое внимание уделялось здоровью матросов и их питанию. Степан Осипович издал инструкцию о печении хлеба и приказ «О приготовлении щей». Мол, пример следует брать с коков Черноморского флота — у них самые наваристые борщи.

В 1903 году в труде «Без парусов» Макаров разработал вопросы обучения и воспитания моряков в мирное время.

Страницы: 1 2 3

Средневековый город в Западной Европе
Эта статья открывает цикл статей, посвященных средневековому городу в странах Западной Европы, в которых будет рассказано об устройстве и облике города, о населявших города людях - купцах, ремесленниках и прочих честных гражданах, а также о представителях маргинальных слоев социального дна - воров, нищих и т.д. Я постараюсь осветить про ...

Приложения
Рис. 1. План городища Старой Рязани с указанием мест раскопок. Борисоглебский собор, а — раскопки 1836 г.; б — раскопки 1926 г.; в — раскопки 1948 г. Спасский собор — раскопки 1888 г. Успенский собор — раскопки 1949 г. 1 — раскоп 1945 г. № 1; 2 — раскоп 1945 г. № 2; 3 — разрез вала у Новых Пронских ворот 1945 г.; 4 — разрез вала 1945 ...

Материалы для изготовления книг
Производство рукописной византийской книги отличалось от того, что имело место в Западной Европе, только в деталях. Здесь с первых столетий нашей эры папирусный свиток был вытеснен кодексом на пергаменте .Как и в Западной Европе, так и в Византии производство пергамента отставало от спроса, кроме того, он был дорог, и это заставило пере ...