Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России
Страница 2

Исторические материалы » Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России » Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России

После войны Макаров стал командиром парохода «Тамань», на котором по собственным приборам исследовал течения в Босфоре. До Макарова наука не знала об обратном подводном течении из Средиземного моря в Черное. Степан Осипович просчитал скорость течения на разной глубине, а также температуру и плотность воды. В 1885 году он опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Труд был удостоен премии Академии наук.

Также он доказывал возможность использования подводного оружия — мин, а позднее и субмарин. Первым в мире он выдвинул идею быстроходных минных заградителей, разработал основные элементы судов, чьим предназначением было бы постановка системы минных заграждений у берегов противника.

Кроме того, в это же время Макаров занимался мелководными судами для плавания по Аральскому морю и рекам Амударья и Сырдарья. Он разработал приспособления для подъема тяжестей и лошадей, а также для буксировки ботов.

Как океанолог, Степан Осипович по праву считается основоположником учения о проливах Мирового океана, которые он исследовал во время своего кругосветного путешествия (1886—1889) на военном корвете «Витязь». Посетив порта Европы, Америки и Японии и пройдя свыше тридцати тысяч миль под парами и более двадцати пяти тысяч под парусами, судно вернулось в Кронштадт. По завершении плавания Макаров написал труд «"Витязь" и Тихий океан». Книга получила Макарьевскую премию Академии наук и большую золотую медаль Географического общества. Так, Степан Осипович, благодаря научно-исследовательским трудам, стал одним из основоположников океанографии. Ныне имя корвета «Витязь» среди названий других наиболее замечательных судов исследователей Мирового океана выбито на фронтоне Океанологического музея в Монако.

В свои сорок один год от роду он стал самым молодым контр-адмиралом российского флота. Еще шесть лет ему понадобилось, чтобы получить звание вице-адмирала. В этот период, часто выходя в море и работая в различных комиссиях, Макаров продолжал изобретать. Для бронебойных снарядов Макаров предложил колпаки из мягкой стали, увеличивших пробивную силу. Изобретение не засекретили, и «макаровские колпаки» скоро появились во всех иностранных флотах. Они применяются в бронебойных снарядах по сей день не только в морской артиллерии. Изобретение сулило Макарову миллионы, но он его так и не запатентовал.

Он вводил на вооружение бездымный порох, составленный Д.И. Менделеевым. В 1894—1895 годах контр-адмирал командовал эскадрой на Средиземном море, затем перешел с эскадрой на Дальний Восток и командовал ею в составе Тихоокеанской соединенной эскадры вице-адмирала С.П. Тыртова. По его поручению он подготовил приказ, включавший наставление для эскадры в бою — одну из первых инструкций для броненосного флота.

Весной 1897 года С.О. Макаров предложил построить большие ледоколы, с целью поддержания зимой навигацию в Финском заливе и Балтийском море, а летом обеспечивать морские перевозки вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Он добился от правительства необходимых ассигнований, на них в Англии был построен первый линейный ледокол «Ермак». Уже весной 1899 года корабль показал свои возможности, пробившись сквозь льды в Кронштадтскую гавань. Через несколько дней «Ермак» освободил из ледового плена одиннадцать торговых судов недалеко от Ревеля (Таллина), взломав ледяное поле вокруг них. 1 апреля ледокол за полчаса разбил лед на Неве. В результате навигация началась раньше, чем обычно.

На «Ермаке» адмирал дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, описав экспедицию в книге «"Ермак" во льдах», до сих пор не потерявшей значимости.

В 1897 году из печати вышел основной труд С.О. Макарова — «Рассуждения по вопросам морской тактики». В 1903 году были опубликованы работы «Броненосцы или безбронные суда» и «Без парусов», в которых флагман высказал свои предложения (местами спорные) по вопросам кораблестроения и тактики броненосного флота.

При постройке кораблей адмирал обращал внимание на улучшение кубриков для матросов, а в дальних походах налаживал быт и досуг команды. Он считал, что быть в море — значит быть дома. В бытность Макарова военным губернатором Кронштадта особое внимание уделялось здоровью матросов и их питанию. Степан Осипович издал инструкцию о печении хлеба и приказ «О приготовлении щей». Мол, пример следует брать с коков Черноморского флота — у них самые наваристые борщи.

В 1903 году в труде «Без парусов» Макаров разработал вопросы обучения и воспитания моряков в мирное время.

Страницы: 1 2 3

Город под властью сеньора
Каково бы ни было происхождение города, он был городом феодальным. Во главе его стоял феодальный сеньор, не земле которого он был расположен, поэтому город должен был подчиняться сеньору. Большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы (служилые люди сеньора), крестьяне, издавна жившие на этом месте, иногда бежавши ...

Политическая история Огузов
Государство Огузов играла важную роль в военной политической истории Евразии. В 965 году Огузы, в союзе с Киевской Русью, покорили Хазарский каганат. В 985 году союз нанёс поражение Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузской державы. В XI в. началось продвижение Огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавл ...

Возникновение рабовладельческих отношений
Во II тыс. до н. э. заканчивается процесс расселения индоиранских племен. Одна их часть осела в Иране и Средней Азии, другая — в Индии. Предки иранцев и индийцев некоторое время представляли собой индоиранскую этническую общность. В индоиранской среде был распространен термин «арий», связанный со словом «арья» (агуа). После расселения ...