Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России
Страница 2

Исторические материалы » Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России » Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России

После войны Макаров стал командиром парохода «Тамань», на котором по собственным приборам исследовал течения в Босфоре. До Макарова наука не знала об обратном подводном течении из Средиземного моря в Черное. Степан Осипович просчитал скорость течения на разной глубине, а также температуру и плотность воды. В 1885 году он опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Труд был удостоен премии Академии наук.

Также он доказывал возможность использования подводного оружия — мин, а позднее и субмарин. Первым в мире он выдвинул идею быстроходных минных заградителей, разработал основные элементы судов, чьим предназначением было бы постановка системы минных заграждений у берегов противника.

Кроме того, в это же время Макаров занимался мелководными судами для плавания по Аральскому морю и рекам Амударья и Сырдарья. Он разработал приспособления для подъема тяжестей и лошадей, а также для буксировки ботов.

Как океанолог, Степан Осипович по праву считается основоположником учения о проливах Мирового океана, которые он исследовал во время своего кругосветного путешествия (1886—1889) на военном корвете «Витязь». Посетив порта Европы, Америки и Японии и пройдя свыше тридцати тысяч миль под парами и более двадцати пяти тысяч под парусами, судно вернулось в Кронштадт. По завершении плавания Макаров написал труд «"Витязь" и Тихий океан». Книга получила Макарьевскую премию Академии наук и большую золотую медаль Географического общества. Так, Степан Осипович, благодаря научно-исследовательским трудам, стал одним из основоположников океанографии. Ныне имя корвета «Витязь» среди названий других наиболее замечательных судов исследователей Мирового океана выбито на фронтоне Океанологического музея в Монако.

В свои сорок один год от роду он стал самым молодым контр-адмиралом российского флота. Еще шесть лет ему понадобилось, чтобы получить звание вице-адмирала. В этот период, часто выходя в море и работая в различных комиссиях, Макаров продолжал изобретать. Для бронебойных снарядов Макаров предложил колпаки из мягкой стали, увеличивших пробивную силу. Изобретение не засекретили, и «макаровские колпаки» скоро появились во всех иностранных флотах. Они применяются в бронебойных снарядах по сей день не только в морской артиллерии. Изобретение сулило Макарову миллионы, но он его так и не запатентовал.

Он вводил на вооружение бездымный порох, составленный Д.И. Менделеевым. В 1894—1895 годах контр-адмирал командовал эскадрой на Средиземном море, затем перешел с эскадрой на Дальний Восток и командовал ею в составе Тихоокеанской соединенной эскадры вице-адмирала С.П. Тыртова. По его поручению он подготовил приказ, включавший наставление для эскадры в бою — одну из первых инструкций для броненосного флота.

Весной 1897 года С.О. Макаров предложил построить большие ледоколы, с целью поддержания зимой навигацию в Финском заливе и Балтийском море, а летом обеспечивать морские перевозки вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Он добился от правительства необходимых ассигнований, на них в Англии был построен первый линейный ледокол «Ермак». Уже весной 1899 года корабль показал свои возможности, пробившись сквозь льды в Кронштадтскую гавань. Через несколько дней «Ермак» освободил из ледового плена одиннадцать торговых судов недалеко от Ревеля (Таллина), взломав ледяное поле вокруг них. 1 апреля ледокол за полчаса разбил лед на Неве. В результате навигация началась раньше, чем обычно.

На «Ермаке» адмирал дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, описав экспедицию в книге «"Ермак" во льдах», до сих пор не потерявшей значимости.

В 1897 году из печати вышел основной труд С.О. Макарова — «Рассуждения по вопросам морской тактики». В 1903 году были опубликованы работы «Броненосцы или безбронные суда» и «Без парусов», в которых флагман высказал свои предложения (местами спорные) по вопросам кораблестроения и тактики броненосного флота.

При постройке кораблей адмирал обращал внимание на улучшение кубриков для матросов, а в дальних походах налаживал быт и досуг команды. Он считал, что быть в море — значит быть дома. В бытность Макарова военным губернатором Кронштадта особое внимание уделялось здоровью матросов и их питанию. Степан Осипович издал инструкцию о печении хлеба и приказ «О приготовлении щей». Мол, пример следует брать с коков Черноморского флота — у них самые наваристые борщи.

В 1903 году в труде «Без парусов» Макаров разработал вопросы обучения и воспитания моряков в мирное время.

Страницы: 1 2 3

Первая мировая война: причины, основные этапы, итоги, Беларусь в период первой мировой войны
С 1 августа 1914г. До 11 ноября 1918г. 1ая группа – тройственный союз, Лидер: Германия, Австро-Венгрия, Турция + Болгария 2ая группа – антанта – Англия, Франция, Россия Основные причины войны: 1. борьба капиталистических монополий за рынки сбыта, источники сырья – т.е. борьба за колонии. В конце ХIХв. Быстро развивалась Германия и С ...

Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в.
1861 год характеризовался резким обострением обстановки в деревне. Крестьяне, которым объявили Положение 19 февраля 1861 года, не верили, что это истинный царский закон, требуя земли. В отдельных случаях (как, например, в с. Бездна) дело доходило до десятитысячных собраний, заканчивавшихся применением войск и сотнями убитых. А.И. Герцен ...

Либеральное (реформаторское) народничество
Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ". С начала 1880-х гг. не только правонародническая &quo ...