Первые годы правления Ивана III
Страница 1

Иван III родился 22 января 1440 в Москве. Он рано оказался в гуще политической борьбы. Опасаясь новой борьбы за престол в случае своей смерти, Василий Темный провозглашает Ивана великим князем (так он титулуется в летописях уже с 1448г.) и своим соправителем. Задолго до вступления на престол в руках Ивана Васильевича оказываются многие рычаги власти; он выполняет важные военные и политические поручения. В 1448г. он находился во Владимире с войском, прикрывавшим от татар важное южное направление, а в 1452г. отправился в свой первый военный поход.

В том же году настало время выполнить обещание о породнении московского и тверского великокняжеских родов. Иван был обвенчан с княжной Марией Борисовной. Год спустя в Новгороде неожиданно умер Дмитрий Шемяка - по мнению многих, отравленный по тайному приказу Василия П. Перевернулась очередная страница истории, для Ивана Васильевича кончилось детство.

С начала 50-х гг. ХV в. и до смерти своего отца в 1462г. Иван Васильевич овладевал искусством управления государством. После похода великого князя в 1456г. на Новгород Великий в тексте мирного договора, заключенного в местечке Яжелбицы, права Ивана были официально приравнены к правам его отца. Трижды - в 1454, 1459 и 1460 гг. - полки, возглавляемые Иваном, выступали навстречу татарским отрядом и заставляли их отойти, нанося им урон. 15 февраля 1458г. у Ивана Васильевича родился первенец, которого назвали Иваном. Раннее рождение наследника давало уверенность, что усобица не повторится, а «отчинный» (т.е. от отца к сыну) принцип наследования престола восторжествует.

27 марта 1462г., в 3 часа ночи великий князь Василий Васильевич Темный умер. В Москве теперь был новый государь - 22-летний великий князь Иван.

Иван был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытный, чрезвычайно осторожный. Во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен.

Возможно, прочное присоединение русских земель к Московскому государству было основной целью его внешнеполитической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример подражания потомкам на долгие времена. Рядом с расширением государства Иван хотел дать этому государству строго самодержавный строй, подавить в нем древние признаки земской раздельности и свободы, как политической, так и частной, поставить власть монарха единым самостоятельным двигателем всех сил государства и обратить всех подвластных в рабов своих, начиная от близких родственников до последнего земледельца. И в этом Иван Васильевич положил твердые основы: его преемникам оставалось дополнять и вести далее его дело. В первые годы своего единовластия Иван Васильевич не только укло­нялся от редких проявлений своей главной цели — полного объединения Руси, но оказывал при всяком случае видимое уважение к правам князей и земель. Он представлял себя ревнителем старины и в то же время заставлял чувствовать как силу тех прав, какие уже давала ему старина, так и ту сте­пень значения, какую ему сообщал его великокняжеский сан. У Ивана Ва­сильевича, как показывают его поступки, было правилом прикрывать все личиною правды и законности, казаться противником насильственного введения новизны; он вел дела свои так, что полезная для него новизна вызывалась не им самим, а другими.

Как всегда в момент перехода власти, оживились внешние противники. Новгородцы давно уже не выполняли условий Яжелбицкого договора с Москвой. В Казани у власти был недружественный Москве хан Ибрагим. Василий Темный в своей духовной прямо благословил старшего сына «своей отчиной» - великим княжением. С тех пор как Батый подчинил Русь, престолами русских князей распоряжался ордынский повелитель. Теперь же его мнения никто не спрашивал. Вряд ли мог смириться с этим Ахмат - хан Большой Орды, мечтавший о славе первых покорителей Руси. Неспокойно было и в самой великокняжеской семье. Сыновья Василия Темного младшие братья Ивана Ш, получили по завещанию отца все вместе почти столько же, сколько унаследовал великий князь, и были недовольны этим.

В такой обстановке молодой государь начал действовать решительно. Уже в 1463г. к Москве был присоединен Ярославль. Местные князья в обмен на владения в Ярославском княжестве получили земли и села из рук великого князя. Но не так относился Иван Васильевич к более сильным князьям — тверскому и рязанскому. С тверским, своим шурином, он тотчас по смерти отца своего заключил договор, в котором положительно охранялось владе­тельное право тверского князя над своею землей. Не в политике Ивана Васильевича было раздражать без нужды соседа, княжившего на перепутье между Москвою и Новгородом, в то время, когда московский великий князь предвидел неминуемую разделку с Новгородом и должен был подготовлять союзников себе, а не Новгороду, против себя. Рязанский великий князь уже прежде был в руках Москвы. Иван Васильевич не отнял у него земли его, а в 1464 году женил его на своей сестре, признал самостоятельным владете­лем, но совершенно взял в свои руки; никогда уже после того Иван Василье­вич не имел повода обращаться со своим зятем иначе, так как рязанский князь не выходил из повиновения у московского.

Страницы: 1 2

Замки Испании. Замок Avila
Основанная в XI-ом веке для защиты испанских территорий от Maures, Avila - средневековый город который лучше всего сохранен. У него прямоугольная форма, периметр которой - приблизительно два с половиной километра и двенадцать метров высота. Стены усилены крупными массовыми башнями. насыпи обладают девятью дверями. ...

Второй (скрытый) период опричной политики
Многие историки считают, что на этом политика опричнины прекратилась. Однако ликвидация разделения страны и войска, возвращение части конфискованных земель, не привели к прекращению террора. Опричная политика продолжалась, но в других формах, до самой смерти царя. Более того, в 1575 г. Иван IV возвел на царский престол своего ставленник ...

Наука и религия о происхождении человека на земле : основные концепции
Существует несколько концепций возникновения человека на земле. Это: религиозная, вмешательство на землю не земной цивилизации и эволюционная. Религиозная концепция утверждает, что появление живых организмов можно объяснить только появлением Бога. Христиане утверждают, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. что бы он был ...