Проблемы коллективизации.

Проблема коллективизации, затрагивающей судьбы миллионов людей, была и остается в наше время предметом острых споров и дискуссий. Главной темой для обсуждения здесь остается- преимущества или же пороки коллективного способа ведения сельского хозяйства в сравнении с частным.

Обратимся снова к началу 20-х годов, в условии нэпа. В это время страна быстро преодолела разорение и сельское хозяйство достигло довоенного уровня. Но этот уровень производства сельскохозяйственных продуктов уже не мог удовлетворять страну с ее быстро растущими потребностями городов, высокими экспортными потребностями и с необходимостью улучшать благосостояние самого крестьянства. Начинается хлебный кризис, который в конце 20-х годов дошел до такой стадии, что Бухарин, Рыков и Томский предложили даже ввозить зерно из-за границы. В связи с этим требовалось интенсифицировать сельскохозяйственное производство и сделать его более товарным, а это можно было осуществить или на базе частного хозяйства, или же на базе коллективизации. К тому же, мировой и российский опыт кооперирования показывал эффективность такой формы обобществления сельского хозяйства. Однако, руководство Коммунистической партии и Советского государства, в первую очередь И.В. Сталин, пошли по пути форсирования темпов коллективизации. Этот курс был поддержан местными партийными работниками. Выступая на ноябрьском Пленуме ЦК (1929г.), руководители важнейших сельскохозяйственных районов весьма радужно рисовали картину своих быстрых успехов в коллективизации. Искусственное ускорение процесса повлекло за собой массовые нарушения принципа добровольности и вместо того, чтобы доходчиво доказать крестьянину полезность объединения в колхозы, его в большинстве случаев попросту загоняли в них, заставляя насильственно вступать в колхоз. Такие методы создания колхозов неизбежно вызвали не только их неприятие, но и сопротивление крестьянства, в том числе и в вооруженных формах.

Так, в начале 1930г. произошло более 2 тыс. антиколхозных и даже антисоветских выступлений крестьян.[11] Принудительное образование колхозов привело к тому, что они с самого начала оказались экономически ослабленными. Особенно это отразилось на животноводстве. Крестьяне, не желая обобществлять свой скот, просто-напросто резали его и в результате этого резко сократилось его поголовье. В связи с этим зимой 1929-1930гг. крупного рогатого скота стало меньше на 15 млн. голов, свиней на 1/3 , овец и коз более чем на 1/4. К концу же первой пятилетки поголовье скота сократилось вдвое.

Нежелание работать в колхозе сказалось и на полеводстве. Оно привело к плохой обработке полей, всеобщей расхлябанности, снижению урожайности. В 1931г. средняя урожайность достигала лишь 6,3 ц. с 1 га, т.е. оказалась ниже, чем в 1928г. Постепенно, правда, этот показатель рос, но тем не менее достиг доколхозного уровня лишь к началу Второй мировой войны.

Если же говорить в общем об уровне сельскохозяйственного производства в годы первой пятилетки, то он снизился на 14%. В то же время объемы государственных заготовок увеличились вдвое, что явилось одной из причин голода, который охватил в 1932-1933гг. большие районы страны. Одним словом, можно заключить, что принудительная коллективизация дала эффект прямо противоположный тому, которого от нее ожидали.

Социально-экономическое и общественно- политическое развитие Ирана
Рассматриваемый период ознаменовался вступлением Ирана в новую фазу исторического развития, которая отличалась прежде всего осуществлением в стране обширного комплекса общественных преобразований, призванных, с одной стороны, обеспечить предпосылки для ускорения капиталистического переустройства Ирана и на этой базе форсированного и уст ...

Научно-культурные достижения китайского народа.
Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели полу ...

Издательство «Мектеп»
Издательству «Мектеп» недавно исполнилось четверть века. Если перевести этот срок на человеческий возраст, то получится довольно молодое издательство. Но если подсчитать, сколько оно выпустило за это время учебников, учебно-методической, педагогической и детской художественной литературы, то внушительная цифра тиражей более, чем с полдю ...