Проблемы коллективизации.

Проблема коллективизации, затрагивающей судьбы миллионов людей, была и остается в наше время предметом острых споров и дискуссий. Главной темой для обсуждения здесь остается- преимущества или же пороки коллективного способа ведения сельского хозяйства в сравнении с частным.

Обратимся снова к началу 20-х годов, в условии нэпа. В это время страна быстро преодолела разорение и сельское хозяйство достигло довоенного уровня. Но этот уровень производства сельскохозяйственных продуктов уже не мог удовлетворять страну с ее быстро растущими потребностями городов, высокими экспортными потребностями и с необходимостью улучшать благосостояние самого крестьянства. Начинается хлебный кризис, который в конце 20-х годов дошел до такой стадии, что Бухарин, Рыков и Томский предложили даже ввозить зерно из-за границы. В связи с этим требовалось интенсифицировать сельскохозяйственное производство и сделать его более товарным, а это можно было осуществить или на базе частного хозяйства, или же на базе коллективизации. К тому же, мировой и российский опыт кооперирования показывал эффективность такой формы обобществления сельского хозяйства. Однако, руководство Коммунистической партии и Советского государства, в первую очередь И.В. Сталин, пошли по пути форсирования темпов коллективизации. Этот курс был поддержан местными партийными работниками. Выступая на ноябрьском Пленуме ЦК (1929г.), руководители важнейших сельскохозяйственных районов весьма радужно рисовали картину своих быстрых успехов в коллективизации. Искусственное ускорение процесса повлекло за собой массовые нарушения принципа добровольности и вместо того, чтобы доходчиво доказать крестьянину полезность объединения в колхозы, его в большинстве случаев попросту загоняли в них, заставляя насильственно вступать в колхоз. Такие методы создания колхозов неизбежно вызвали не только их неприятие, но и сопротивление крестьянства, в том числе и в вооруженных формах.

Так, в начале 1930г. произошло более 2 тыс. антиколхозных и даже антисоветских выступлений крестьян.[11] Принудительное образование колхозов привело к тому, что они с самого начала оказались экономически ослабленными. Особенно это отразилось на животноводстве. Крестьяне, не желая обобществлять свой скот, просто-напросто резали его и в результате этого резко сократилось его поголовье. В связи с этим зимой 1929-1930гг. крупного рогатого скота стало меньше на 15 млн. голов, свиней на 1/3 , овец и коз более чем на 1/4. К концу же первой пятилетки поголовье скота сократилось вдвое.

Нежелание работать в колхозе сказалось и на полеводстве. Оно привело к плохой обработке полей, всеобщей расхлябанности, снижению урожайности. В 1931г. средняя урожайность достигала лишь 6,3 ц. с 1 га, т.е. оказалась ниже, чем в 1928г. Постепенно, правда, этот показатель рос, но тем не менее достиг доколхозного уровня лишь к началу Второй мировой войны.

Если же говорить в общем об уровне сельскохозяйственного производства в годы первой пятилетки, то он снизился на 14%. В то же время объемы государственных заготовок увеличились вдвое, что явилось одной из причин голода, который охватил в 1932-1933гг. большие районы страны. Одним словом, можно заключить, что принудительная коллективизация дала эффект прямо противоположный тому, которого от нее ожидали.

Образование Албанского государства
Албанская независимость от Турции была провозглашена Всеалбанским конгрессом вскоре после окончания I Балканской войны – 28 ноября 1912 г. Однако созданное тогда временное правительство Албании великие державы официально не признали. В конце июля 1913 г. на конференции послов 6 великих держав было принято решении о создании автономного ...

Развитие науки, промышленности и транспорта
Превращение Англии в "фабрику мира". Ограбление колоний систематически приносило Англии колоссальные богатства. Капиталистам предпринимателям, создававшим крупные централизованные мануфактуры, легко было найти средства для их расширения и введения самых дорогих усовершенствований, если только они обещали высокие прибыли. Разви ...

Советология и наука об обществе
Хотя формальное изучение политики и общества старо, как древние греки, идея общественной науки сравнительно нова и возникла в развитом виде только в XX в., т. е. в то же время, когда и сам советский коммунизм появился на общественной арене До Второй мировой войны наши высшие учебные заведения имели лишь два основных факультета -гуманита ...