«Общественно-экономическая формация» и «цивилизация»: сущность и основные характеристики

История Беларуси » «Общественно-экономическая формация» и «цивилизация»: сущность и основные характеристики

Одной из главных проблем истории как науки является периодизация истории развития человеческого общества, т.е. установление хронологической последовательности этапов в общественном развитии. В основу этих этапов должны быть положены общественные факты народов, стран в этот период.

Существует множество вариантов периодизации. Два из них: формационный и цивилизационный.

Формационный был разработан Марксом и Энгельсом. Это смена общественно – экономической формации.

Маркс выделил 5 этапов:

*Первобытнообщинный

*Рабовладельческий

*Феодалистический

*Капиталистический

*Коммунистический

Общественно экономическая формация – это историческая ступень развития человеческого общества, основанная на определенном способе производства, со своим базисом и надстройкой.

Маркс и Энгельс считали, что в основе развития общества, лежит трудовая деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. В процессе удовлетворения этих потребностей люди вступают в взаимоотношения друг с другом и с природой. Всё это составляет общественное бытиё людей. Марксизм считает что общественное бытиё определяет общественное сознание, т.е. духовную жизнь общества. В основе общественного бытия лежат производственные силы – это средства производства (предметы труда и орудие труда) и люди обладающие знаниями, трудовыми навыками. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства. Главное, вопрос о собственности, что определяет место человека в системе производства (т.е. владелец = управленец, производитель).Базис – это экономический строй общества, представленный совокупностью производственных отношений и производственных сил или способ производства.

Надстройка – это совокупность общественных взглядов, идей, теорий, политических, юридических, нравственных отношений, а так же учреждений и организаций, созданных в соответствии с этими взглядами и идеями. Т.е. по Марксу базис определяет надстройку. Производственные силы = Производственным отношениям Цивилизационный подход основан на выявлении схожих черт политической, духовной, культурной, географической среды и исторических особенностях.

Цивилизация – это высший на сегодняшний день этап единой социокультурной эволюции человечества в противовес предшествующему варварству. Критерием цивилизации служит уровень развития социальных отношений.1. Замена кровнородственных связей, варварского общества, на более широкие, т.е. общество строит свои отношения не на основе кровного родства или соседских связей, а на основе экономических, политических, социально - духовных связей большой массы людей.2. Появление государственности и профессиональной группы управленцев, т.е. появление учреждений и организаций, которые проявляют публичную власть, взимают налоги, появляется территория, на которой проявляется публичная власть, в отличие от варварства. 3. Регулятором отношений между людьми, является не столько традиции и обычаи, а сколько фиксированное (письменное) право.4. Переход от коллективной общественной собственности к не коллективной, как основа общественных отношений. Когда происходит закрепление прав собственности в распоряжении средствами производства и результатами труда.5. Появление социально классовой структуры общества. Социальная структура – это деление общества по признакам ( богатые, бедные, занимающиеся ремеслом, сельским хозяйством и т.д.)

Историография, источниковедение, методы исторического исследования
Заимствование заглавия знаменитого сборника "Из-под глыб" связано с существованием двух "тектонических" пластов. Очевидно, что первый пласт — это то, что имели в виду составители, когда использовали данную метафору, чтобы охарактеризовать действительное состояние коммунистической системы во времена кажущегося сверхмо ...

Первобытнообщинный строй и Древний Чосон. Первобытнообщинный строй на территории Кореи и процесс его разложения
Следы и памятники материальной культуры первобытного общества на территории Кореи. Следы первобытного человека на территории Кореи сохранились главным образом в виде культурных слоев раковинных куч (пхэчхон), возникших в местах его стоянок. Стоянки первобытного человека на территории Кореи обнаружены в провинции Северная Хамгёндо, в ба ...

Реформы Шан Яна
Ни египетская, ни вавилонская истории не сохранили сведений о правительственных мерах, преследующих общинные порядки или стимулирующих их прекращение. Примеры такого рода дает нам история Древнего Китая. В период государственной раздробленности в Китае начинаются реформы. Крупным реформатором эпохи Цинь является Шан Ян (390-338 гг.) до ...