Христианизация Беларуси. Культура белорусских земель в IX—XIII вв.

История Беларуси » Христианизация Беларуси. Культура белорусских земель в IX—XIII вв.

Первые славянские племена были языческими, что сближало их с балтами. В X в. существовали две христианские церкви: западная во главе с папой в Риме и восточная с патриархом в Константинополе. На белорусские земли христианство шло двумя потоками - восточное из Византии, через Киевскую Русь и Болгарию, западное - через Польшу.

Официальное принятие христианства в 988 г. киевским князем Владимиром Святославовичем как государственной религии - важное событие в истории восточных славян. Принятие христианства являлось, безусловно, прогрессивным явлением во всех средневековых государствах. Православие в Беларуси считается принятым с 992 г., со времени образования Полоцкой православной епархии и эта церковь стала господствующей. Распространение католицизма в XIII в. сдерживалось поддержкой, которую оказывали папы крестоносцам в их продвижении на земли славян. С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов стала богаче. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали Софийский собор в Полоцке (XI в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке (XII в.), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (XII в.). Принятие христианства сопровождалось распространением письменности. В монастырях писались летописи, переписывались богослужебные книги, произведения светской литературы. До нас дошли полоцкие евангелия .Литературно-письменным языком всех славян до XIV в. был старославянский. При распространении старославянского языка среди разных славянских народов возникают его местные варианты; постепенно общественные функции старославянского языка ограничиваются, и он превращается в церковнославянский. В VIII—IX вв. стал складываться и древнерусский язык, вначале как одно из ответвлений старославянского. Древнерусский язык был общим для всех восточных славян. Считается, что он сохранял относительное единство до XIII в. В XIII—XV вв. формируется белорусская народность, параллельно отмечается и образование белорусского языка.

Литературным трудом, наставничеством, переписыванием книг занималась Евфросиния Полоцкая. Вскоре после смерти в 1173 г. она была причислена к святым. Огромный след в христианском литературном наследии оставил Кирилл Туровский. Сохранились его философские притчи, поучения, 30 молитв и каноны.

Детство
Отец Рабиндраната Тагора, Махарши Дебендранат Тагор, был брахманов, часто совершавшим паломничества к святым местам Индии. Но, к счастью, Махарши спустился на землю с гималайских высот, где он некогда собирался провести остаток жизни в священном созерцании. Его отрешенность от мира не вылилась в отвращение к миру, и он не отказывался вы ...

Источники, кодификация и основные черты права Украины XVII-XVIII вв.
Источниками Украинского права были: Обычное казацкое право – применялось в суде, в установлении военно-административного порядка, определяло порядок владения землей, купли-продажи движимого имущества, в определении некоторых преступлений и наказаний. Городское право – использовалось в городах, в основном в тех которые пользовались пра ...

Украина в период «горбачевской перестройки»
Критическое положение, в котором оказался СССР в середине 80-х, диктовало необходимость радикальных преобразований. Поворот во внутренней и внешней политике начался, когда в марте 1985 г., после смерти Черненко, Генсеком ЦК ЦКСС стал М.Горбачев (в 1988- он стал главой Президиума Верховного Совета СССР, а в 1990 – президентом СССР). На а ...