Христианизация Беларуси. Культура белорусских земель в IX—XIII вв.

История Беларуси » Христианизация Беларуси. Культура белорусских земель в IX—XIII вв.

Первые славянские племена были языческими, что сближало их с балтами. В X в. существовали две христианские церкви: западная во главе с папой в Риме и восточная с патриархом в Константинополе. На белорусские земли христианство шло двумя потоками - восточное из Византии, через Киевскую Русь и Болгарию, западное - через Польшу.

Официальное принятие христианства в 988 г. киевским князем Владимиром Святославовичем как государственной религии - важное событие в истории восточных славян. Принятие христианства являлось, безусловно, прогрессивным явлением во всех средневековых государствах. Православие в Беларуси считается принятым с 992 г., со времени образования Полоцкой православной епархии и эта церковь стала господствующей. Распространение католицизма в XIII в. сдерживалось поддержкой, которую оказывали папы крестоносцам в их продвижении на земли славян. С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов стала богаче. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали Софийский собор в Полоцке (XI в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке (XII в.), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (XII в.). Принятие христианства сопровождалось распространением письменности. В монастырях писались летописи, переписывались богослужебные книги, произведения светской литературы. До нас дошли полоцкие евангелия .Литературно-письменным языком всех славян до XIV в. был старославянский. При распространении старославянского языка среди разных славянских народов возникают его местные варианты; постепенно общественные функции старославянского языка ограничиваются, и он превращается в церковнославянский. В VIII—IX вв. стал складываться и древнерусский язык, вначале как одно из ответвлений старославянского. Древнерусский язык был общим для всех восточных славян. Считается, что он сохранял относительное единство до XIII в. В XIII—XV вв. формируется белорусская народность, параллельно отмечается и образование белорусского языка.

Литературным трудом, наставничеством, переписыванием книг занималась Евфросиния Полоцкая. Вскоре после смерти в 1173 г. она была причислена к святым. Огромный след в христианском литературном наследии оставил Кирилл Туровский. Сохранились его философские притчи, поучения, 30 молитв и каноны.

Преемственность в политике Петра I и его предшественников.
Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Так в целом, оценивая деятельность Петра I по преобразованию вооруженных сил России, следует сказать, что в ней все же преобладала п ...

Докторская диссертация Ключевского
В 1882 г. вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в "Русской Мысли" докторская диссертация Ключевского, знаменитая "Боярская Дума древней Руси". В этом своем центральном труде специальную тему о боярской думе, "маховом колесе" древнерусской администрации, Ключевский связал с важнейшими вопросами социаль ...

Падение украинской автономии
В своей централизаторской политике в Украине Российское правительство руководствовалось следующими целями: 1) полностью подчинить себе как элиту, так и население в целом; 2) перестроить всю систему управления, хозяйства и культуры по российским образцам; 3) выжать максимум из ее людских и хозяйственных ресурсов. Для управления Гетма ...