Христианизация Беларуси. Культура белорусских земель в IX—XIII вв.

История Беларуси » Христианизация Беларуси. Культура белорусских земель в IX—XIII вв.

Первые славянские племена были языческими, что сближало их с балтами. В X в. существовали две христианские церкви: западная во главе с папой в Риме и восточная с патриархом в Константинополе. На белорусские земли христианство шло двумя потоками - восточное из Византии, через Киевскую Русь и Болгарию, западное - через Польшу.

Официальное принятие христианства в 988 г. киевским князем Владимиром Святославовичем как государственной религии - важное событие в истории восточных славян. Принятие христианства являлось, безусловно, прогрессивным явлением во всех средневековых государствах. Православие в Беларуси считается принятым с 992 г., со времени образования Полоцкой православной епархии и эта церковь стала господствующей. Распространение католицизма в XIII в. сдерживалось поддержкой, которую оказывали папы крестоносцам в их продвижении на земли славян. С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов стала богаче. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали Софийский собор в Полоцке (XI в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке (XII в.), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (XII в.). Принятие христианства сопровождалось распространением письменности. В монастырях писались летописи, переписывались богослужебные книги, произведения светской литературы. До нас дошли полоцкие евангелия .Литературно-письменным языком всех славян до XIV в. был старославянский. При распространении старославянского языка среди разных славянских народов возникают его местные варианты; постепенно общественные функции старославянского языка ограничиваются, и он превращается в церковнославянский. В VIII—IX вв. стал складываться и древнерусский язык, вначале как одно из ответвлений старославянского. Древнерусский язык был общим для всех восточных славян. Считается, что он сохранял относительное единство до XIII в. В XIII—XV вв. формируется белорусская народность, параллельно отмечается и образование белорусского языка.

Литературным трудом, наставничеством, переписыванием книг занималась Евфросиния Полоцкая. Вскоре после смерти в 1173 г. она была причислена к святым. Огромный след в христианском литературном наследии оставил Кирилл Туровский. Сохранились его философские притчи, поучения, 30 молитв и каноны.

Адам Смит – выдающийся английский экономист
Адам Смит (1723—1790) — родоначальник классической экономической науки. Родился 5 июня 1723 г. в семье таможенника в шотландском городке Кирколде. Он был просвещеннейшим человеком своего времени, обучался в Глазговском и Оксфордском университетах, где изучал не только философию, литературу и историю, но физику и математику. В 1748 г. См ...

Итоги, особенности и историческое значение Отечественной войны 1812 года
Важным геополитическим свойством России являлась её малоуязвимость: большие пространства, более суровые, чем в Центральной Европе, природно-климатические условия, несовершенство дорожной сети, относительно малая экономическая и социальная активность, мобильность и плотность населения, ограниченные экономические возможности по содержанию ...

Святослав Всеволодович – 1246-1247 гг. и Михаил – 1247-1248 гг
Святослав Всеволодович, как и ожидалось, наследовал великокняжеский престол, но уже на следующий год после получения великокняжеского престола Святослав был изгнан, но не своим младшим братом Иваном (судьба которого после того, как он в 1245 г. отправился в Золотую орду, неизвестна) и не старшим сыном Ярослава Александром, а вторым по с ...