Культура белорусских земель XIII—XVI вв.

История Беларуси » Культура белорусских земель XIII—XVI вв.

В середине XIII—XIV вв. все земли Беларуси постепенно вошли в состав полиэтнического феодального государства - ВКЛ. Доминирующее демографическое положение Беларуси в границах ВКЛ и высокий уровень культуры белорусов определили полиэтнический характер распространения их языка. Язык белорусского народа XIV—XVIII вв. называется старобелорусским. Старобелорусский язык был в то время официальным государственным языком ВКЛ, на нем велось делопроизводство, писались статуты, грамоты, постановления сейма, летописи, хроники, литературные произведения. Он был средством общения между восточно- славянским населением и литовцами- аукштайтами, жемоитами.

Наличие сильного государства гарантировало благоприятные внешние и внутренние условия жизни населения. Многие крупные города Беларуси в XV - начале XVI вв. добились магдебургского права. С общеземского привилея 1447 г. ускорился процесс законодательного оформления феодально-сословного строя. Формировались основы культурной, языковой консолидации основного населения Беларуси. Это проявлялось: 1)в формировании нового мировоззрения, ментальности, восприимчивости к новым интеллектуальным, политическим, этносоциальным и конфессиональным тенденциям; 2) в утверждении нового уклада жизни; 3) в возрождении античного наследия в культуре для утверждения новых идеалов и взглядов. В конкретных сферах духовной жизни Беларуси эти тенденции отражались прежде всего в книгопечатании, светской литературе, общественно-политических взглядах, общегосударственном праве, образовании, изобразительном искусстве, монументальной архитектуре; в социально-культурном смысле - в ренессансных формах жизни и быта, формировании новых центров городской культуры, меценатстве, расширении международных культурных связей, овладении науками, языками и рыцарским искусством. Основание белорусского книгопечатания связано с деятельностью выдающегося белорусского деятеля, мыслителя-гуманиста Франциска Скорины (ок. 1490-1551 гг.). Он издал в Праге 23 книги Ветхого завета на литературном белорусском языке. Позже в Вильно он организовал первую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию и издал 2 книги: в 1522 г. -«Малую подорожную книжицу», в 1525 г. - «Апостол». Скорина понимал народ как целостную общность, объединенную происхождением, исторической судьбой, языком. По его мнению, в понятие идеального гражданина входит мужество, справедливость, высокая духовность. В 50-60-е гг. XVI в. типографии были основаны в Бресте, Несвиже, Заблудове, Вильно, Полоцке, Минске, Могилеве, Слуцке. Пинске и др. Расширяется языковое своеобразие книжной продукции. Вторая половина XVI в. - время пробуждения общественной мысли в Беларуси. Сымон Будный издал напечатанные на белорусском языке учебные и полемические произведения «Катехизис» , «Об оправдании грешного человека перед богом» и др.В последние десятилетия XVI в. основным центром белорусского книгопечатания стал Вильно, где более-менее регулярно стали работать типографии братьев Мамоничей и главного белорусского Свято-Троицкого братства. Бесспорное главенство в издании польскоязычной и латинской продукции для всего ВКЛ принадлежало Виленской иезуитской академии. Одновременно с возникновением белорусского книгопечатания в первой половине XVI в. зарождалась светская латиноязычная литература. Н. Гусовский в издал на латыни поэму «Песня про зубра».В эпоху Возрождения продолжается летописание. С течением времени в летописях все больше места отводится художественной фантазии, в результате они стали напоминать исторические повести. Это «Хроника Великого княжества Литовского» (1520), «Хроника Быховца» (1530-?).Во второй половине XVI в. хроники и летописи постепенно вытесняются собственно историческими и историко-полемическими произведениями На белорусский язык переводились произведения европейских народов, что свидетельствует о расширении культурных связей. На территории Беларуси стали возводить строения в готическом стиле. Наиболее известными готическими памятниками Беларуси являются Троицкий костел XV в. в д. Ишкольдь (Барановичский район), храмы первой половины XVI в. в д. Сынковичи (Зельвенский район), д. Мурованка (Шучинский район), костел в д. Гнезно (Волковысский район) и др.

Суд
Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. ...

Индустриализация
Решение об индустриализации было принято в 1925 на 14 съезде партии. Ее задача — сделать СССР независимой в промышленном отношении страной и позволить ему противостоять западным капиталистическим державам. Крестьяне готовы были работать за нищенскую плату. Активно использовался труд заключенных. За гроши распродавались за границу (в осн ...

Основные черты развития цивилизаций Древнего востока и Античности
С конца 4 тыс. до н.э. в истории человечества наступает новый этап – появление первых цивилизаций. Важнейшей чертой является появление государств. Появление древнего мира (4 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) включает историю стран Древнего Востока и Античности ( древней Греции и Рима). Первое государство появляется 4 тыс. лет до н.э. ...