Древнее царство (XXVIII - XXIII вв. до н. э.)
Страница 1

Первый длительный период стабильной и эффективной центральной власти в Египте приходится на годы третьей - шестой династий, это период так называемого Древнего царства (по периодизации Манефона). Именно в это время окончательно сложилось и упрочилось древнеегипетское государство, как единый и до предела жестокий хозяйственный организм. В рамках которого, садоводческий и скотоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом, а также повсеместно поддерживался заданный регулярными разливами Нила водный режим, с ежегодным и щедрым удобрением почвы илом, Столицей страны был основанный на стыке Верхнего и Нижнего Египта Мемфис.

Фараоны, начиная с правителей третьей династии, были уже не просто обожествлёнными царями - они считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им. Именно эти соображения и легли в основу строительства тех гигантских пирамид, которые вплоть до наших дней являются величественными символами древнего Египта - гения мастеров, труда строителей, всевластия и божественного статуса правителей. Пирамиды фараонов третьей и четвёртой династий Джосера (Джесера), Снофру (Снефру), Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и ряда других поражают своими размерами: крупнейшая из них пирамида Хеопса имеет километр в периметре у основания и достигает в высоту 147м., строили эту пирамиду, по зафиксированным греческим историкам преданиям, около 100тыс. человек на протяжении 20лет. [5,292]

Начиная с пятой династии строительство крупных пирамид резко пошло на убыль - видимо, централизованная администрация стала ослабевать и уже не могла с легкостью мобилизовывать десятки тысяч людей и тратить огромные средства на престижные и дорогостоящие сооружения. Пирамиды фараонов пятой и шестой династий были невелики и строились плохо, зато гробницы вельмож стали блистать богатством, что косвенно свидетельствует об укреплении позиций местной знати. [5,301]

Высокая степень централизации управления, возникшая на очень раннем этапе развития общества и государства, сместила многие привычные акценты и сыграла немалую роль в формировании специфических черт древнеегипетской структуры, которая известна науке отнюдь не во всех её важных деталях. Здесь стоит упомянуть, о характере источников - намного более скудных, нежели то имело место в Двуречье с его сотнями тысяч начертанных на глиняных табличках документах хозяйственной отчётности, - не позволяет делать далеко идущие выводы. Напротив, заставляет строить предположения и оговариваться даже тогда, когда речь заходит о самом основном, например, о формах хозяйства. Об организации производства и даже об образе жизни населения.

Можно предполагать, что некогда, на весьма раннем этапе существования государственности, формой организации и образа жизни населения была - как это всегда и везде бывало - земледельческая община, т. е. коллектив земледельцев, обрабатывавших общую поделённую на семейные наделы землю, связанных взаимопомощью, системой реципрокных обязательств и выплачивавших налоги властям. Но в древнеегипетских документах нет свидетельств о существовании подобного рода социально-хозяйственных структур даже применительно к прошлому. Скорее всего, это было связано с тем, что в те времена, которые описаны в текстах, общины уже не было, не существовало и независимых от власти и неподконтрольных ей полноправных общинников типа тех, что всегда численно преобладали в Двуречье.

Страницы: 1 2

Поэтическая теория и практика
М.В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антонови ...

Аграрный террор
Советские историки критиковали революционные террористические организации за то, что практика террора осуществлялась в отрыве от массового движения рабочих и крестьян. Но "аграрный" и "абричный" (или "промышленный") террор был построен как раз на участии широких слоев населения. Согласно общепринятой в оте ...

Характеристика положения церкви в XV-XVII вв.. Положение церкви в XV веке
В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень ск ...