Теоретический аспект проведения реформ
Страница 2

Исторические материалы » Девять месяцев правления Е.Т. Гайдара » Теоретический аспект проведения реформ

Это один вариант «обмена власти на собственность». Он устраивал демократию, но не номенклатуру. Номенклатуре нужен был другой вариант обмена: приобрести собственность и сохранить гарантию власти. Им нужно было, чтобы собственность в стране двигалась не под влиянием рыночных законов, а по-прежнему в магнитном поле власти. Приватизация на таком рынке открыто не провозглашается, но реально она идет «совершенно секретно», идет только в своем кругу, для своих.13 Иными словами чиновники пользуются по-прежнему огромными возможностями в управлении и распределении ресурсов, но в отношениях между собой, внутри государственной системы, переходят на рыночный «язык», торгуя друг с другом финансовыми (льготные кредиты) и природными (квоты, лицензии) ресурсами.

Параллельно открыто действует старый бюрократический рынок, но при нем, находясь в подчиненном по отношению к нему положении, формируется и нормальный экономический рынок. Однако этот последний фактически выполняет функцию «отмывания» денег.

Итак, по мнению Е. Гайдара, к концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый). И пока господствующие классы успешно решали свои проблемы, хозяйство разорялось дотла.

В ноябре 1991 года министр экономики предложил план первоочередных действий, по стабилизации экономического положения в стране.

При разработке программы приватизации для российской экономики принимались во внимание следующие факторы: необходимость добиться серьезных сдвигов в максимально сжатые сроки, чтобы подкрепить либерализационные и стабилизационные мероприятия правительства, учитывая слабость отечественного легального частного сектора и ограниченную роль иностранного капитала в российской экономике. В этой ситуации принципиальные решения были по существу заданны. Это в частности. Отказ от индивидуального подхода к приватизации предприятий.

Так в программе Гайдара решался вопрос о приватизации государственной собственности номенклатуры. Так как основной задачей экономических реформ было создание нового класса собственников. До этого времени номенклатурная приватизация развивалась по классическому пути, как тихое разграбление сатрапами своих сатрапий. В средние века этот процесс мог тянуться десятилетиями, при современных темпах хватило и трех лет (1989-1991). Официально на 1.01.1992 года в России было приватизировано 107 магазинов, 58 столовых и ресторанов, 36 предприятий службы быта. 14 Реально номенклатура приватизировала практически всю сферу хозяйства.

Второй не менее важный момент создание приватизационных коалиций, позволяющих производить приватизационный процесс снизу, а также параллельное закрепление прав всех граждан на приватизируемое имущество и создание дополнительного спроса на него.

Рассуждая, о рыночных реформах и их результатах Е. Гайдар рассматривал спутник приватизации и инфляции - безработицу. Он считал, что резкий скачок безработицы остается маловероятным, хотя начало реальных банкротств предприятий и сыграет здесь свою роль. Смягчающую роль может играть увлеченность работников в процесс приватизации своих предприятий, а со временем и укрепления реального частного сектора. Значительный рост социальной напряженности из-за ухудшения условий на рынке труда будет, скорее всего, иметь локальный характер, концентрируясь в основном в потенциальных районах застойной безработицы. В этом отношении опасны крупные индустриальные центры, но в них напряженность смягчается диверсификацией производственного комплекса и оттоком высвобождаемых рабочих в частный сектор. В этом случае возможно обострение конфликта между различными группами занятых.

Для успешного проведения реформ необходима стабильная политическая поддержка это в свою очередь, по мнению Е. Гайдара позволит преодолеть бюджетный дефицит, обеспечить финансовую и денежную устойчивость, создать стабильные, предсказуемые условия для частных капиталовложений, дать инвесторам доступ к дешевым кредитам, снизить налоговую ставку до уровня, обеспечивающего динамичное развитие легальной частной предпринимательской деятельности. А так же повысить эффективность деятельности государства в таких ключевых областях как правопорядок, обеспечение законности, защите нуждающихся, поддержке и обеспечению качественного образования, развития социальной и производственной инфраструктур.

Страницы: 1 2 3

Московское франкмасонство
В истории московского франкмасонства играют главную роль Новиков и Шварц. Они оба, особенно Шварц, способствовали тому, что Ф. получило определенную организацию; они же широко развили просветительную сторону масонства. Шварц содействовал Новикову во всех его предприятиях, давал советы, указывал книги для перевода, работал в университете ...

Древнейший период на территории Украины
Первые антропоидные предки человека появились на Земле, видимо,3-4 млн. лет тому назад. Из прародины человечества архантропы приблизительно млн. лет назад мигрировали в Европу. В эпоху палеолита (на тер. Украины он существовал 900-12 тыс. лет назад) из-за смены периодов похолодания и потепления древние человеческие стада постепенно пер ...

Характеристика государства и особенности организации власти Древнего Китая
В V тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ на базе местного палеолита и мезолита сформировалась неолитическая культура расписной керамики яншао, которую в середине III тыс. до н.э.сменила поздненеолитическая культура черной керамики луншань. Яншао, для которой характерны расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего чу ...