Теоретический аспект проведения реформ
Страница 2

Исторические материалы » Девять месяцев правления Е.Т. Гайдара » Теоретический аспект проведения реформ

Это один вариант «обмена власти на собственность». Он устраивал демократию, но не номенклатуру. Номенклатуре нужен был другой вариант обмена: приобрести собственность и сохранить гарантию власти. Им нужно было, чтобы собственность в стране двигалась не под влиянием рыночных законов, а по-прежнему в магнитном поле власти. Приватизация на таком рынке открыто не провозглашается, но реально она идет «совершенно секретно», идет только в своем кругу, для своих.13 Иными словами чиновники пользуются по-прежнему огромными возможностями в управлении и распределении ресурсов, но в отношениях между собой, внутри государственной системы, переходят на рыночный «язык», торгуя друг с другом финансовыми (льготные кредиты) и природными (квоты, лицензии) ресурсами.

Параллельно открыто действует старый бюрократический рынок, но при нем, находясь в подчиненном по отношению к нему положении, формируется и нормальный экономический рынок. Однако этот последний фактически выполняет функцию «отмывания» денег.

Итак, по мнению Е. Гайдара, к концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый). И пока господствующие классы успешно решали свои проблемы, хозяйство разорялось дотла.

В ноябре 1991 года министр экономики предложил план первоочередных действий, по стабилизации экономического положения в стране.

При разработке программы приватизации для российской экономики принимались во внимание следующие факторы: необходимость добиться серьезных сдвигов в максимально сжатые сроки, чтобы подкрепить либерализационные и стабилизационные мероприятия правительства, учитывая слабость отечественного легального частного сектора и ограниченную роль иностранного капитала в российской экономике. В этой ситуации принципиальные решения были по существу заданны. Это в частности. Отказ от индивидуального подхода к приватизации предприятий.

Так в программе Гайдара решался вопрос о приватизации государственной собственности номенклатуры. Так как основной задачей экономических реформ было создание нового класса собственников. До этого времени номенклатурная приватизация развивалась по классическому пути, как тихое разграбление сатрапами своих сатрапий. В средние века этот процесс мог тянуться десятилетиями, при современных темпах хватило и трех лет (1989-1991). Официально на 1.01.1992 года в России было приватизировано 107 магазинов, 58 столовых и ресторанов, 36 предприятий службы быта. 14 Реально номенклатура приватизировала практически всю сферу хозяйства.

Второй не менее важный момент создание приватизационных коалиций, позволяющих производить приватизационный процесс снизу, а также параллельное закрепление прав всех граждан на приватизируемое имущество и создание дополнительного спроса на него.

Рассуждая, о рыночных реформах и их результатах Е. Гайдар рассматривал спутник приватизации и инфляции - безработицу. Он считал, что резкий скачок безработицы остается маловероятным, хотя начало реальных банкротств предприятий и сыграет здесь свою роль. Смягчающую роль может играть увлеченность работников в процесс приватизации своих предприятий, а со временем и укрепления реального частного сектора. Значительный рост социальной напряженности из-за ухудшения условий на рынке труда будет, скорее всего, иметь локальный характер, концентрируясь в основном в потенциальных районах застойной безработицы. В этом отношении опасны крупные индустриальные центры, но в них напряженность смягчается диверсификацией производственного комплекса и оттоком высвобождаемых рабочих в частный сектор. В этом случае возможно обострение конфликта между различными группами занятых.

Для успешного проведения реформ необходима стабильная политическая поддержка это в свою очередь, по мнению Е. Гайдара позволит преодолеть бюджетный дефицит, обеспечить финансовую и денежную устойчивость, создать стабильные, предсказуемые условия для частных капиталовложений, дать инвесторам доступ к дешевым кредитам, снизить налоговую ставку до уровня, обеспечивающего динамичное развитие легальной частной предпринимательской деятельности. А так же повысить эффективность деятельности государства в таких ключевых областях как правопорядок, обеспечение законности, защите нуждающихся, поддержке и обеспечению качественного образования, развития социальной и производственной инфраструктур.

Страницы: 1 2 3

Экономический и политический кризис Российской империи. Февральская (1917г.) революция
Февральская революция – результат кризиса России – 1ая мировая война 1. Экономический кризис проявился в росте дороговизны, падении реальной з/п, цены поднялись на 22%, а зарплата снизилась на 70%, инфляция, гос-ный долг увеличился с 8,6 млд до 23,5 млд В конце 1916г. В крупных городах возникла угроза голода 2. Политический кризис П ...

Украина в период «горбачевской перестройки»
Критическое положение, в котором оказался СССР в середине 80-х, диктовало необходимость радикальных преобразований. Поворот во внутренней и внешней политике начался, когда в марте 1985 г., после смерти Черненко, Генсеком ЦК ЦКСС стал М.Горбачев (в 1988- он стал главой Президиума Верховного Совета СССР, а в 1990 – президентом СССР). На а ...

Причины создания Великого княжества Литовского. Внутренний строй ВКЛ
С ХIII в. белорусские земли входили в состав ВКЛ - мощного феодального средневекового государства. Образование ВКЛ - это результат как внутренних социально-экономических процессов в западно-белорусских и литовских землях, так и внешних причин. В начале XIII в. Беларусь представляла феодально-раздробленный край. Однако уже в этот период ...