Айтеке би и «Жеты жаргы»

Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей – посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом. Сородичи, по достоинству оценив заслуги Айтеке би, в тридцать лет избрали его главным бием Младшего жуза. Тауке хан пригласил Айтеке би войти в состав семи биев – разработчиков свода норм обычного права «Жеты жаргы» определившего в последствии главные принципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве.

Айтеке би, вместе с Толе бием, Казыбек бием составили главную опору Тауке хана, ставшего во главе Казахского государства в самое судьбоносное время для народа, испытавшего трагедию поражения и массового переселения на юг. Они были вместе с Тауке ханом и другими народными предводителями в годы поиска путей мобилизации сил народа и выхода из всеобщего политического кризиса. Крупный законодательный акт «Жеті Жарғы» принятый на всенародных съездах вблизи Туркестана и отражавший патриотическую волю масс, можно отнести к значительным подвигам в первую очередь трех пророков века – Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия.

Айтеке-би - один из главных авторов "Жеты-жарги" способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом "справедливого наказания" и "откупа", дабы остановить цепь кровавой вендетты между родами. Помощник и советник Тауке хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражения нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название "великого", "благословенного", поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он содействовал установлению определенного равновесия в отношениях с ойратами и русскими, способствовал объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия. Ему принадлежит выражение, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их справедливость Айтеке-би связываете умением "рассечь конский волос строго посередине".

Издательство «Илим» и «Учкун»
Созданное в 1955 году издательство «Илим» («Наука») являлось центром научного книгоиздания республики. Книги по математике, физике, автоматике, химии, биологии, физиологии, геологии, горному делу, географии, истории , экономике, философии, искусствоведению, киргизской философии отражали важнейшие направления научных исследований ученых ...

Установление французского протектората над Камбоджей
После смерти в I860 г. Анг Дуонга на престоле оказался один из его сыновей — Нородом, правивший вплоть до своей смерти в 1904 г. На годы его правления пришлось превращение Камбоджи в протекторат Франции и окончательная потеря Сиамом своих позиций в этой стране. В период 1861-1891 гг. один из сыновей Анг Дуонга, Си Ватха, организовал кру ...

Моё отношение к творчеству Рабиндраната Тагора
Меня очень заинтересовало творчество Рабиндраната Тагора. Я изучила литературу о его жизни и творчестве, познакомилась с некоторыми стихами Тагора. Особенно меня заинтересовало стихотворение «Женщина»: Ты не только творение бога, не земли порожденье ты,— Созидает тебя мужчина из душевной своей красоты. Для тебя поэты, о женщина, доро ...