Айтеке би и «Жеты жаргы»

Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей – посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом. Сородичи, по достоинству оценив заслуги Айтеке би, в тридцать лет избрали его главным бием Младшего жуза. Тауке хан пригласил Айтеке би войти в состав семи биев – разработчиков свода норм обычного права «Жеты жаргы» определившего в последствии главные принципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве.

Айтеке би, вместе с Толе бием, Казыбек бием составили главную опору Тауке хана, ставшего во главе Казахского государства в самое судьбоносное время для народа, испытавшего трагедию поражения и массового переселения на юг. Они были вместе с Тауке ханом и другими народными предводителями в годы поиска путей мобилизации сил народа и выхода из всеобщего политического кризиса. Крупный законодательный акт «Жеті Жарғы» принятый на всенародных съездах вблизи Туркестана и отражавший патриотическую волю масс, можно отнести к значительным подвигам в первую очередь трех пророков века – Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия.

Айтеке-би - один из главных авторов "Жеты-жарги" способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом "справедливого наказания" и "откупа", дабы остановить цепь кровавой вендетты между родами. Помощник и советник Тауке хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражения нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название "великого", "благословенного", поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он содействовал установлению определенного равновесия в отношениях с ойратами и русскими, способствовал объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия. Ему принадлежит выражение, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их справедливость Айтеке-би связываете умением "рассечь конский волос строго посередине".

Городское право "вольностей"
Важнейший результат борьбы городов с сеньорами - освобождение большинства жителей от личной зависимости. Было установлено также правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там "год и один день", становился свободным. Средневековая пословица не зря говорила, что "городской воздух делает свободн ...

Адам Смит – выдающийся английский экономист
Адам Смит (1723—1790) — родоначальник классической экономической науки. Родился 5 июня 1723 г. в семье таможенника в шотландском городке Кирколде. Он был просвещеннейшим человеком своего времени, обучался в Глазговском и Оксфордском университетах, где изучал не только философию, литературу и историю, но физику и математику. В 1748 г. См ...

Свиток второй. Рассуждение о народе
Сплоченность (людей) и взаимная поддержка (проистекает оттого, что ими) управляют как добродетельными; разобщенность людей и взаимная слежка (проистекают оттого, что ими) управляют словно порочными. Там, где (к людям относятся) как к добродетельным, проступки скрываются; там же, где (к людям относятся) как к порочным, преступления жесто ...