Айтеке би и «Жеты жаргы»

Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей – посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом. Сородичи, по достоинству оценив заслуги Айтеке би, в тридцать лет избрали его главным бием Младшего жуза. Тауке хан пригласил Айтеке би войти в состав семи биев – разработчиков свода норм обычного права «Жеты жаргы» определившего в последствии главные принципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве.

Айтеке би, вместе с Толе бием, Казыбек бием составили главную опору Тауке хана, ставшего во главе Казахского государства в самое судьбоносное время для народа, испытавшего трагедию поражения и массового переселения на юг. Они были вместе с Тауке ханом и другими народными предводителями в годы поиска путей мобилизации сил народа и выхода из всеобщего политического кризиса. Крупный законодательный акт «Жеті Жарғы» принятый на всенародных съездах вблизи Туркестана и отражавший патриотическую волю масс, можно отнести к значительным подвигам в первую очередь трех пророков века – Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия.

Айтеке-би - один из главных авторов "Жеты-жарги" способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом "справедливого наказания" и "откупа", дабы остановить цепь кровавой вендетты между родами. Помощник и советник Тауке хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражения нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название "великого", "благословенного", поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он содействовал установлению определенного равновесия в отношениях с ойратами и русскими, способствовал объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия. Ему принадлежит выражение, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их справедливость Айтеке-би связываете умением "рассечь конский волос строго посередине".

Празднества и развлечения знати
Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. В конце 1718 года верхи петербургского общества были извещены о введении ассамблей. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в Росси ...

История Рязанской земли и топография Старой Рязани. Описание городища
Старорязанское городище в настоящее время представляет собой распаханное поле, с южной и восточной сторон обнесенное валом с глубоким рвом. Остатки древнего вала сохранились в Старой Рязани до настоящего времени. Вал окружал город с трёх сторон, с четвёртой Рязань была прикрыта природной крутизной речного берега. Город по размерам занят ...

Причины реформ. Сторонники и противники реформ.
Основной отраслью экономики России начала 18 века оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес, а основными орудиями производства - соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг. В этот период происходит интенсивное освоение новых по ...