Заключение

Айтеке Байбекулы – один из знаменитых правителей Младшего Жуза. Внес большой вклад в объединение казахского народа. Внук Кокандского хана Акши (1622-1635), родственник Самаркандского эмира бахадура Жалантоса (1622-1656). Айтеке би с пяти лет обучался грамоте у аульной муллы. Образование получил в Самаркандском медресе Улугбека, затем в медресе «Шер-дор», где изучал религию, право, астрономию, географию, математику. С детства отличался находчивостью и красноречием, чем поражал своих сородичей. Широко известен случай, когда он смог рассудить спор, предвосхитив Косуак бия. Мимо мальчика, пасшего ягнят за аулом, проезжали всадники. Юный Айтеке приветствовал их такими словами: «Разве сыновья казахов чужие друг-другу? Если вы из Старшего жуза, то будьте моими старшими братьями, если вы из Среднего жуза, то будьте моими средними братьями, если же вы из Младшего жуза, то будьте моими младшими братьями». Путников привлекла степенная и уважительная манера приветствия и они рассказали о цели своей поездки. Как оказалось они выехали за куном, который должны были выплатить сородичи Косуак бия. «Конь человека из этого края, привязанный к аркану, опоясывающему юрту, лягнул и убил мальчика из нашего рода, игравшего возле юрты», - пояснили они. В ответ Айтеке предположил: «Если конь ударил мальчика у двери, вы получите полный кун, а если подальше - половину, а если конь стоял за юртой, получите четверть куна». Как оказалось в последствии, Косуак би рассудил спор таким же образом. Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей - посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом. Сородичи, по достоинству оценив заслуги Айтеке би, в тридцать лет избрали его главным бием Младшего жуза. Тауке хан пригласил Айтеке би войти в состав семи биев - разработчиков свода норм обычного права «Жеты жарғы» определившего в последствии главные принципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве. Многим запомнились слова бия, отражающие его искреннюю любовь к Родине: «Если ты богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богатым не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чужаком своего народа». Айтеке би играл важную роль в ханском совете при решении государственных дел, связанных с внешней и внутренней политикой. Выступал за независимость и единство казахского народа, за создание хорошо оснащенного и обученного войска.

Новый год (1–2 января)
До принятия христианства на Руси новый год наступал в марте. С X века по юлианскому календарю новый год начинался 1 сентября, но официально эту дату стали отмечать в конце XV века. С1700 года с легкой руки императора Петра I Новый год в России празднуют одновременно с европейскими странами— 1 января, т. е. в соответствии с григорианским ...

Свобода печати и журналистской деятельности
Как всякая деятельность, развивающаяся в соприкосновении с обществом в целом и его разнородными элементами, журналистика не может не подчиняться определенным нормам и правилам. Она оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, а также на жизнь конкретных людей, и именно поэтому необходимы механизмы, более или менее строго р ...

Общие итоги политического формирования Руси к концу XII века.
Теперь мы можем определенно сказать, какой политический строй установился на Руси в конце XII века. Строй этот можно назвать областным. Итак, политическая федерация всего восточного славянства заменилась к концу XII века областной политической организацией, по отдельным землям. Установив этот факт, мы неизбежно должны поставить себе во ...