История книгоиздательства Кыргызстана завтра и сегодня. История книгоиздательств Кыргызстана
Страница 1

Исторические материалы » Развитие книгоиздательства в Кыргызстане » История книгоиздательства Кыргызстана завтра и сегодня. История книгоиздательств Кыргызстана

Создание “Эркин – Тоо” – первой газеты на киргизском языке – положило начало профессиональной национальной литературе. Важное значение для ее развития имело книгоиздание.

Становление книгоиздательского дела в Киргизии было связано с определенными трудностями. Слабость полиграфической базы и особенно отсутствие подготовленных кадров книгоиздателей делали эту работу почти невозможной. Тем не менее с первых лет Советской власти начали выходить книги на киргизском языке – в Ташкенте, Казани, Алма – Ате. Однако острая нужда в национальной книге заставляла искать возможности для упорядочения ее издания, переходить от случайного выпуска отдельных брошюр к постепенному сосредоточению данного дела в специально приспособленной для этого организации.

12 ноября 1924 года состоялось первое пленарное заседание ревкома только что созданной Кара – киргизской Автономной области, а уже 10 дней, 22 ноября, протоколом №2. Ревком решил направить уполномоченного ревкома в Москву, в Центральное издательство народов СССР для заключения договора на издание книг на киргизском языке. Были приняты и некоторые практические меры для осуществления этого дела – и 2 февраля 1925 года ревком разослал всем госучреждениям и предприятиям области циркулярное письмо, в котором извещалось о создании издательства и предложил обращаться в него с типографскими заказами. Необходимость в Госиздате стала очевидной, чтобы избежать разнобоя, параллелизма в издательской деятельности1.

1926 год стал годом рождения Киргизского Государственного издательства.

Книгоиздательское дело в Киргизии – это детище Коммунистической партии, Советской власти, плодотворный результат ленинской национальной политики.

Важнейшим событием в жизни республики является издание «История Киргизской ССР» и ряда других капитальных трудов по истории, этнографии, культуре и науке.

Наши ученые участвовали в подготовке монографических работ совместно с учеными Москвы и братских республики. В результате такого творческого сотрудничества был создан ряд крупных монографий по истории КПСС, СССР, философии, праву, литературоведению и других.

Из года в год рос авторитет киргизской литературы – составной части многонациональной советской литературы. Говорят, что язык цифр сух и скучен.

Когда сегодня в архивных документах видишь строгие колонки цифр, дающие возможность представить огромную работу, проделанную по развитию книгоиздательского дела только в нашей республике, то несказанно гордишься взлетом культуры.

Данные архивов утверждают, что, например, в 1886 году в Иссык – Кульском уезде было всего лишь 157 грамотных киргизов, в 1914 году насчитывалось только два киргиза с высшим образованием. А вот сведения первой всероссийской переписи, которая проводилась в 1897 году: общая грамотность населения Средней Азии составляла всего лишь 5,3 процента, в том числе мужчин - 7,9, женщин - 2,2, а среди местного населения – 2,3, в том числе мужчин – 4,2, женщин – 0,5 процента.

Журнал «Вестник воспитания» в 1906 году, говоря о перспективах развития культуры царской России, отмечал, что средний десятилетний прирост грамотности населения был очень низкий, он равнялся, например, в Средней Азии для мужчин 0,2, а для женщин – 0,3 процента.

В этих цифрах нет ничего удивительного, поскольку царское правительство не утруждало себя заботами о культурном росте подвластных ему народов и выделяло на просвещение мизерные средства.

Сейчас с трудом верится в то, что до установления Советской власти в Киргизии на тысячу киргизов было всего 6 грамотных, в основном представителей имущих слоев населения. «О печатном и простом письменном слове в те годы киргизский народ не имел никакого понятия, - вспоминает Аалы Токомбаев, - а чтобы он не забыл поручения, ему в руки давалась « памятка» – плеть, тюбетейка, палочка. Это было «живое письмо» тогдашних киргизов. На книгу в то время смотрели как на божественную святыню»1…

Среди выходивших в то время книг, посвященных национальному вопросу и национальным отношениям в СССР, в которых творчески с позиций марксизма – ленинизма рассматривались актуальные проблемы межнациональных отношений и интернационального воспитания трудящихся, выделяли работы Т.У.Усубалиева «Ленинизм – великий источник дружбы и братства народов» и «Интернациональное воспитание трудящихся» Эти книги получили высокую оценку как республиканской так и центральной прессы, привлекали интерес широкого круга читателей и особенно ученых, пропагандистов, лекторов, занимающихся теоретическими и практическими проблемами национальных отношений в СССР.

В 1974 году издательство «Кыргызстан» выпустило книгу С. Пасечника «Зеленый страж столицы». «Город Фрунзе, - читаем мы в ней, - по праву называют городом – парком в нем более четырех тысяч гектаров занято под зелеными насаждениями… В городе более 20 парков и скверов, а многие улицы представляют собой красивые тенистые аллеи». Скажем только об одной из них – проспекте Дзержинского. Его протяженность более 2 километров, а ширина – более 100 метров. Для сравнения напомним, что ширина Рингштрассе в Вене – около 60, Бродвея в Нью – Йорке – 47.

Страницы: 1 2

Айтеке би и «Жеты жаргы»
Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей – посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений, сравнивая его изречения с ...

Основные направления политики царского самодержавия на белорусских землях(конец XYIIIв.-1860г.г.)
На белорусских землях устанавливалась Рос. Система управления. Вместо воеводств земли делились на губернии. На белорусских землях оформилось 5 губерний: Витебская, Могилёвская, Минская, Гродненская, Вилейская. Свободное население белорусских земель должно было дать присягу верности Российским императорам. Если шляхтич отказывался, то ем ...

Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в.
1861 год характеризовался резким обострением обстановки в деревне. Крестьяне, которым объявили Положение 19 февраля 1861 года, не верили, что это истинный царский закон, требуя земли. В отдельных случаях (как, например, в с. Бездна) дело доходило до десятитысячных собраний, заканчивавшихся применением войск и сотнями убитых. А.И. Герцен ...