Белая революция
Страница 1

Установленная в Иране после переворота 1953 г. социально-политическая система исключала участие прогрессивной общественности в определении политического курса страны. Созданные без санкции властей политические и общественные организации подвергались преследованиям. Подобное положение существовало в течение всего последующего периода правления шаха Мохаммеда Резы. И объяснялось это главным образом тем, что правящие круги всеми имевшимися в их распоряжении средствами стремились сохранить за собой монопольное право на формирование и осуществление политического курса иранского государства. Лишь в периоды общенационального кризиса правящие классы Ирана в какой-то степени лишались возможности проводить политику, полностью соответствующую их интересам, и оказывались вынужденными маневрировать, идти на известные уступки. Вместе с тем в истории Ирана бывали случаи, когда правящая верхушка ради упрочения своей власти решалась на основательный пересмотр политического курса. Наиболее четко такая тенденция проявилась в начале 60-х годов, в период проведения в жизнь программы «белой революции», направленной на преодоление социально-экономического и политического кризиса, потенциально представлявшего угрозу самому существованию режима.

50-е годы стали временем, когда усилия западных стран были направлены на то, чтобы, укрепляя связывающие Иран с Западом политические и экономические узы, превратить его в своего послушного партнера и обеспечить западным монополиям свободную эксплуатацию Иранской нефти. Эта стратегия воплотилась в таких событиях и актах, как заключение в 1954 г. соглашения о нефти, приведшего к установлению контроля крупнейших нефтяных корпораций США и Англии над добычей и сбытом иранской нефти, вступление Ирана в 1955 г. в Багдадский пакт, заключение соглашения с США о гарантиях американских частных капиталовложений в Иране (1957), присоединение к «доктрине Эйзенхауэра» (1958), заключение с США двустороннего военного соглашения (1959).

Упрочение позиций США и других западных стран в Иране происходило в условиях, когда его правящие круги всемерно содействовали усилению власти шаха. Иранский парламент был фактически лишен основных законодательных функций и права контроля над деятельностью органов исполнительной власти. Меджлис и сенат стали послушным орудием в руках шахского двора и правительства. В парламент избирались лишь деятели, лояльные в отношении шахского двора. Любая попытка создать оппозицию жестоко преследовалась. Главным инструментом борьбы с прогрессивными элементами стал созданный в 1957 г. САВАК, выполнявший функции политической полиции, разведки и контрразведки.

Все эти меры, включая финансовую и иную помощь США и других государств Запада, способствовали сохранению власти шаха и правящей элиты, но не смогли вывести Иран из состояния экономической и социальной отсталости. Увеличение внешнего долга и рост дефицита платежного баланса, спад деловой активности, рост числа банкротств, ухудшение материального положения рабочих, крестьян, расширение масштабов безработицы и неполной занятости и другие негативные явления усиливали оппозиционные настроения. Недовольство политикой правящих кругов распространилось не только на трудящиеся классы и средние городские слои, но и на значительную часть национальной буржуазии.

Страницы: 1 2 3

Выводы
Специального архивного фонда, где отложились документы земских соборов, не было. Их извлекают, прежде всего, из фондов тех учреждений 18 века, которые ведали организацией созыва и проведением соборов: Посольского приказа (куда вошел Царский архив 16 века), Разряда, Четвертей. Все документы можно разбить на две группы: памятники, рисующи ...

Петр III Федорович
Петр III был сыном герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского и дочери Петра I Анны. Царство нового императора было недолгим, всего 186 дней (25 декабря 1761 г. - 28 июня 1762 г.). Однако он успел решить ряд важных вопросов: подписал Закон об учреждении Государственного банка и выпуске первых бумажных денег; издал ряд указов о поощ ...

Таксация кормов и установление порядка суда и управления в областях.
Дело началось с того, что правительство стало таксировать корма наместников и волостелей, определять размеры судебных и других пошлин и определять порядок судопроизводства. С этой целью, не ограничиваясь обычными наказными списками наместникам и волостелям, оно стало издавать уставные грамоты для отдельных областей и уездов; позже стали ...