Отношения Швеции с Россией до начала интервенции в XVII веке
Страница 1

Исторические материалы » Отношения Швеции с Россией до начала интервенции в XVII веке

При рассмотрении русско-шведских отношений до начала Смуты в России, то есть до мая 1591 года, стоит обратить внимание на то, что между Швецией и Россией по итогам Ливонской войны, в июле 1583 года было заключено Плюсское перемирие на три года, по которому Швеция сохраняет все свои завоевания (Ивангород, Копорье, Ям и Корелу) и отбирает у России последний выход к побережью Финского залива. Договор необходимо было подтверждать каждые 3 года на берегу реки Плюсы, на том же месте где и было заключено перемирие.

В сентябре 1586 состоялся второй съезд посольств, который ничем не увенчался. Россия требовала возвращения потерянных территорий, но Швеция ей в этом отказала, предлагая лишь мену: отдавали Копорье за погост Сумерский и за берега Невы. Русские с этим не согласились.

В связи с конфронтацией сторон Иоанн жаловался, что россияне тревожат набегами Финляндию, свирепствуя в ней как тигры, разразилась новая война с Россией 1590 года. В начале этой войны шведам сопутствует удача: генерал Мориц Грип, вступив в Новогородскую область, сжег многие селения близ Ямы и Копорья. Стоял уже в пятидесяти верстах от Новагорода. Сведав, что многочисленные российские полки ожидают его впереди, он не захотел битвы и возвратился, но почти без войска, истребленного зимним холодом и болезнями. Летом 1591 года, когда хан стремился к Москве, шведы снова явились близ Гдова, разбили наш отряд и взяли в плен воеводу, князя Владимира Долгорукого; другие толпы их из Каянии проникли, сквозь пустыни и леса, в северную Россию и взяли Сумский острог на Белом море. Но после ответных действий русских войск, терпит фактическое поражение, и Юхан III стремится заключить мир с Россией, и в августе 1592 года высылает маршала Флеминга, генерала Бое и других сановников на реку Плюсу, где они с окольником и наместником суздальским, Михайлом Салтыковым, в январе 1593 года заключили двулетнее перемирие, уже именем нового венценосца шведского - Сигизмунда, наследовавшего шведский престол после смерти своего отца Юхана.

Через несколько лет после начала Смуты в России, в Швеции произошло событие, которое коренным образом изменило политическую обстановку в Восточной Европе и отношения между Россией и Швецией: В 1587 году Сигизмунд был избран королём Польши, и когда его отец Юхан III скончался в 1592 году, он унаследовал королевский трон в Швеции в соответствии с Вестросским законом о престолонаследии 1544 году. Польша и Швеция, таким образом, заключили личную унию, возглавлявшуюся католическим королём.

После заседания в 1557 году риксдага в Вестеросе, решавшего проблемы реформации церкви, её положение в Швеции было шатким, она ещё не нашла опоры в евангелистско - лютеранском учении. Непримиримые противоречия существовали между различными религиозными направлениями: евангелистско - лютеранскому протестантизму (реформаторам) противостояли кальвинизм (Эрик XIV, Карл IX) и католицизм (большие группы паствы в деревнях; Сигизмунд). Ордонанс Юхан III о литургии от 1576 года - «Красная книга» - был попыткой компромисса, который, однако, не привёл к примирению, а, скорее, усилил религиозные противоречия в стране.

Многие были обеспокоены направлением политического и религиозного развития после того, как на престол вступил католический король, который к тому же был главным представителем антиреформаторских сил в Северной Европе.

Сигизмунда ожидали в Швеции на похороны отца и собственную коронацию. Ещё до того, как он вступил на шведскую землю, ведущие евангелистско - лютеранские церковные деятели и политики собрались в марте 1593 года на церковный собор в Упсале. На этой встрече (Упсальский собор) было принято Аугсбургское исповедание, что означало признание евангелистско - лютеранского учения государственной религией. Одновременно упразднялась «Красная книга».

В сентябре 1593 года Сигизмунд прибыл в Швецию со своими советниками и вооружёнными отрядами. Он отказался признать решения Упсальского собора, поскольку сам не участвовал в их принятии. Чтобы продемонстрировать своё отношение к ним. он устроил католические богослужения в Стокгольме.

На похороны Юхана III были созваны все сословия; герцог Карл явился с большим вооружённым отрядом. При виде этой скрытой угрозы Сигизмунд был вынужден, внутренне не соглашаясь с этим, признать решения Упсальского собора и пообещать брать на государственную службу только лютеран.

Страницы: 1 2 3 4

Политическая борьба вокруг нового праздника продолжается
Депутаты Петербурга - за сохранение празднования 7 ноября[4] На заседании Законодательного собрания Петербурга было принято постановление о проекте федерального закона о внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса РФ. Петербургские парламентарии одобрили инициативу депутатов Госдумы Валерия Богомолова, Олега Еремеева, Владимира Ж ...

Этногенез украинцев
Идея о существовании древнерусской народности возникла еще в период феодализма, в советскую эпоху эта идея доминировала в исторической литературе. В 1861 г. Костомаров утверждал, что в древности существовали южнорусская, сиверская, великорусская, белорусская, псковская и новгородская народности. В 1993 г. Известный ученый Дашкевич Я. об ...

Заключение. Специфика и универсализм курса Китая
Многие черты современного международного курса Китая схожи с его внешнеэкономической политикой. Для последней характерны постоянная игра на противоречиях между конкурентами, рассредоточение зависимости от критически важных поставок (стратегического сырья, топлива, технологий) по максимально широкому кругу контрагентов. Международный кур ...