Белая революция
Страница 3

Воодушевленный политическим и социальным эффектом закона об аграрной реформе, к реализации которого власти приступили в начале 1962 г., глава государства в январе 1963 г. выдвинул в качестве дополнения к закону пять новых пунктов программы реформ: национализацию лесов и пастбищ, продажу акций государственных промышленных предприятий для финансирования аграрной реформы, создание «корпуса просвещения» для ликвидации неграмотности, предоставление рабочим части прибылей промышленных предприятий, предоставление женщинам избирательного права и права быть избранными в парламент. Эта программа 26 января 1963 г. была вынесена на всенародный референдум, с тем чтобы в условиях внепарламентского состояния придать им силу закона.

Оппозиционно настроенная часть крупного шиитского духовенства усматривала в осуществлении аграрной реформы, в предоставлении женщинам политических прав и в некоторых других действиях двора и правительства угрозу своим экономическим и социально-политическим интересам. Обладая сильным влиянием на тегеранский базар, на «традиционные» средние городские слои, ей удалось в значительной степени внушить им враждебное отношение к реформам. Что касается, демократических сил, то они рассматривали реформы в качестве меры, призванной в первую очередь усилить авторитарные методы правления и личную власть шаха. Создалась парадоксальная ситуация, когда против шахских реформ выступали и верхушка шиитского духовенства, и буржуазные либералы, и демократы, в частности члены Национального фронта и другие вышедших на политическую арену в начале 60-х годов организации.

Финансовой базой экономического развития Ирана в 60-е годы стали растущие доходы от нефти. В течение пяти лет (1962/63-1966/67) поступления от нефти превысили 2 млрд. долл. Они увеличились более чем в три раза в последующее пятилетие, когда добыча нефти, в основном в зоне деятельности МНК, значительно возросла. Шах неизменно утверждал, что целью «белой революции» является не замена крупных землевладельцев «промышленными феодалами», а уменьшение и даже искоренение социального и политического неравенства и что «участие рабочих в прибылях» позволит создать новые, справедливые отношения между рабочими и предпринимателями.

Стремление шаха и его окружения реализовать планы промышленного строительства и содействовать обуржуазиванию правящих классов объективно было направлено на развитие производительных сил страны. Хотя «революция по-шахски» была направлена на подрыв полуфеодальных отношений в деревне и на осуществление некоторых демократических мер в городе, ее основной целью было упрочение тоталитарно-бюрократических черт режима и увековечение политической системы, в которой ведущее положение шахского двора еще более укреплялось.

Повышение же темпов экономического роста и улучшение финансового положения государства, характерные для второй половины 60-х - начала 70-х годов, были прежде всего результатом умножения доходов от нефти и развития нефтегазовой промышленности Ирана. При этом рост доходов государства был связан главным образом с вывозом из страны сырой нефти, что в конечном счете приносило больше прибылей западным монополиям, чем Ирану.

Страницы: 1 2 3 

Особенности системы физического воспитания Древней Греции
Тем временем мальчики приобретали всестороннее интеллектуальное развитие, всячески совершенствуя культуру тела. Иногда мальчики 7-14 лет учились в частных школах грамматистов и кифаристив. Занятие проводили учителя, которых называли дидаскалами (от греческого слова «дидаско» - учу). В школах грамматистов учили писать, читать и считать. ...

Необходимость социальных преобразований в области промышленности
Завершив в основном восстановление народного хозяйства, Советский Союз в 1926 г. вступил в новый период своего развития - в период социалистической реконструкции, в период борьбы за социалистическую индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства. Задачи индустриализации стояли на повестке дня. Однако объективно обусловле ...

Основные реформы. Военная реформа. Создание армии и флота.
Армия, доставшаяся Петру, была наследственной, она находилась на самообеспечении. Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии занимались в связи не с заслуг ...