Освобождение от монголо-татарского ига и его последствия

Исторические материалы » Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига » Освобождение от монголо-татарского ига и его последствия

В то время как Русь крепла, Золотая Орда все более слабела: она распалась на четыре ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское.

Оценив ситуацию, Иван III стал держать себя по отношению к татарам как независимый государь. В 1476 г. он отказался платить им ежегодную дань и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды.

Назревало решительное столкновение между Русским государством и Ордой. Хан Ахмат готовил поход на Русь. Он заключил союз с литовским князем Казимиром и собрал около 100 тыс. войска.

Иван III долго колебался, делая выбор между открытой борьбой с Ордой и принятием предложенных Ахматом унизительных условий капитуляции.

В начале октября 1480 г. два войска сошлись на берегах реки Угры (приток Оки). Казимир не явился на поле боя. Хан Ахмат был вынужден отказаться от своих планов. Тем временем наступила зима, конница не могла действовать, и ордынцы отступили.

После вынужденного отхода в ноябре 1480 г. хан Ахмат послал Ивану III «ярлык», требуя уплаты дани. Но это требование было отвергнуто. Русь окончательно освободилась от ига Золотой Орды, и русское государство обрело формальный суверенитет.

Обобщив все вышесказанное, можно сказать, что монголо-татарское нашествие на Русь оказало значительное влияние на все стороны жизни Русского государства:

- исчезли многие ремесла, например, стеклоделие, в результате увода многих русских умельцев в Орду и их гибели при штурме монголами городов;

- возникла внешнеполитическая изоляция Руси от христианского Запада, что способствовало усилению самобытности русской культуры;

- монголо-татарское нашествие на 240 лет законсервировало удельную раздробленность страны, что способствовало развитию междоусобных войн, а также определило отставание Руси от развитых стран Европы.

Таким образом, ордынское иго задержало социально-экономическое, политическое и культурное развитие русского государства [4].

Особенности положения церкви в XV-XVII вв.. Начало реформы. Церковный диктатор
В истории русской церкви уже бывали случаи, когда ее предстоятели изменяли православию. Так в 1438 году глава русской церкви митрополит Исидор на Ферарро - Флорентийском соборе подписал документ (унию) признававший власть римского папы и евхаристический союз православных с католиками. В 1605 году патриарх Игнатий после тайных переговоро ...

Общая характеристика средневековой книги. Характер средневековой культуры
С конца 5 века в истории Западной Европы началась новая эпоха-эпоха Средневековья. На смену рабовладельческой общественно- экономической формации пришел феодальный строй. В жизни народов наступили новые отношения как в области экономики и политики, так и в области культуры. На развалинах завоеванной северными народами западной Римской ...

Принятие Христианства
В 10в укрепл. Гос-ва мешало язычество. нет единства. В 980г князь Владимир(красно солнышко)объединил 12 княжеств и создал единый пантеон богов во главе с Перуном. Попытка неудачная и Владимир решает взять одну из мировых религий. Свои услуги предлагают иудеи, мусульмане, Римская церковь и Константин. христ. церковь. Выбрал он греческую ...