Присоединение Левобережной Украины к России. Организация власти и управления на украинских землях в составе Российского государств
Страница 2

Исторические материалы » Государство и право Украины XVI-XVIII в. » Присоединение Левобережной Украины к России. Организация власти и управления на украинских землях в составе Российского государств

8 января 1654 г. в Переяславле казацкая рада, по предложению гетмана Б.Хмельницкого, утвердила военно-политический союз Украины с Россией. В марте 1654 г. послы гетмана Хмельницкого получили от царя московского жалованную грамоту. В грамоте подтверждались права и вольности казаков и всех жителей Украины, принимались «статьи Богдана Хмельницкого». В «статьях» были изложены вопросы по организации управления на Украине, с интересами казачества, войсковой старшины, духовенства. 27 марта в соответствии с решениями, принятыми по обсужденным с посольством вопросам, царское правительство издало несколько жалованных грамот. По царским грамотам Украине предоставлялось право самоуправления отдельными сословиями, устанавливался реестр казацкого войска в 60 тысяч человек, в случае смерти гетмана войско избирало нового гетмана, казаки подлежали своему войсковому суду, казацкие имения и земли должны были оставаться и за вдовами казаков. Так же гетман мог принимать послов, извещая об этом Москву. С турецким султаном и польским королем запрещалось общаться без указания московского правительства.

По Мартовским статьям Левобережье, Слободская Украина и Запорожье пользовались правом самоуправления и сохраняли особенности в административном, судебном, военном устройстве. Территория Украины делилась на 16 военно-административных округов или полков. Сохранялось гетманское правление, гетман избирался на казацкой раде из лиц, заранее выдвинутых старшиной и после утверждался царским правительством. Так же гетман стоял во главе войска запорожского; в руках гетмана сосредотачивалась вся военная, политическая, судебная и административная власть. Во главе округа стояли полковники – одновременно главные администраторы и полковая старшина. Полки делились на сотни - сотник возглавлял сотню. Генеральный старшина помогала гетману в управлении. Генеральная старшина состояла из:

обозного – руководил артиллерией казацкого войска;

судии;

писаря – вел делопроизводство и занимался внешними связями;

подскарбия – ведал финансами;

бунчужных, хорунжий и есаулов – отвечали за формирование и боепитание войска, обучали казаков военному делу.

Центром управления выступала генеральная войсковая канцелярия, во главе с генеральным писарем.

По мере необходимости гетман собирал казацкую раду для обсуждения важнейших вопросах. Административно-военные должности считались выборными, однако, замещались по усмотрению вышестоящих властей.

Переяславкое соглашение по-разному оценивалось Россией и Украиной. Московский царь старался укрепить свое влияние на внутренние дела Украины, тем самым постепенно превращая Украину в провинцию Московского государства. Б.Хмельницкий же стремился к расширению и упрочению украинской автономии.

Надо отметить, что благодаря присоединения к России Левобережье стало центром политической и культурной жизни Украины. Левобережная Украина была густо заселена, хорошо развита экономически, столицей ее стал город Батурин.

Страницы: 1 2 

Личность Александра II, и первые годы его правления. Личность Александра II
Александр II - Император Bcepoccийский, приходился старшим сыном Императору Николаю Павловичу и Государыне Императрице Александре Федоровне, родился он в Москве 17 апреля 1818г. Его воспитателем был генерал Мердер. Мердер привлек к себе внимание, как командир роты в основанной 18 августа 1823г. школе гвардейских подпрапорщиков. Николай ...

Рождение реформатора
Сразу же после смерти царя Федора в 1682 году сторонники Нарышкиных провозгласили царём Петра. 15 мая 1682 года начался бунт стрельцов. По их требованию на престол рядом с Петром в качестве «первого царя» был посажен царевич Иван, а правительницей до их совершеннолетия стала старшая сестра царевна Софья. Правительство Софьи сумело стаби ...

Политика в области просвещения и культуры
В начале ХIХ в., Россия заметно отставала от Запада в области образования, просвещения и грамотности населения. В 1801-1812 гг. либеральные идеи, преобладавшие в правительстве, затронули и сферу просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессосл ...