Социум
Страница 1

Есть две формы ситуации «они» и «мы». Первая сторона, которая обозначается термином «они», тогда как «мы» - это всего лишь те, кто не входит в эту общность, обозначаемую как «они». Следовательно, «мы» не имеет никакой общественной определённости и мысленно конструируется только через противопоставление категории «они», охватывающее безразлично или потенциально всех, кто «не они».

Вторая - определённая общность, обозначаемая через «мы». А остальные составляют неопределённую негативную общность, конструируемую посредством выражения «не мы».

Можно составить следующую систему взаимоотношения «мы» - «они»:

Общности «они» и «мы» внутри Советского государства неоднородны.

В деревне «они» - это прежде всего кулаки. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. была провозглашена политика "ликвидации кулачества как класса". Тем самым, во-первых, устранялась наиболее авторитетная в деревне социальная группа, оказывавшая активное сопротивление коллективизации, во-вторых, имущество "кулаков" передавалось колхозам и составляло их материальную базу.

Преобразования в деревне, форсированная, хаотическая урбанизация, расправа с крестьянами-тружениками укрепили в стране атмосферу страха и покорности. Годы коллективизации стали периодом начала деградации общественной морали, когда всё более утрачивались элементарные чувства собственного достоинства, порядочности, сострадания. Чего стоил тот факт, что значительная часть горожан почти "не обратила внимания" на депортацию миллионов "кулаков". Разобщая и натравливая друг на друга различные слои общества, разрывая обычные связи между людьми, режим получал тем самым всё более неограниченную власть над ними.

Основу городского населения составляли рабочие. Многие рабочие были бывшими крестьянами. Спасаясь от бедствия и нищенствования, миллионы крестьян бежали в города, на стройки, ютились там, в землянках и бараках, соглашаясь на любую работу. Именно такое маргинализированный слой общества, - вырванный из привычных условий, малограмотный - стал особенно благоприятной почвой для восприятия культа Сталина.

Командно-административная система формировала массовую психологию уравнительства; пусть в бедности, но зато все равны; и непритязательности, жертвенности; не претендовать на комфортные условия существования, а работать-работать-работать, приближать победу социализма.

Немалое число людей было захвачено пафосом обновления и готово было отдать все силы, чтобы быстрее сделать страну могучей и богатой. Широкое развитие получило в промышленности "социальное соревнование", "ударничество". У ударников труда складывалась особая психология. Они осознавали значимость своих трудовых усилий, особое, героическое отношение к труду. Они не просто стояли у станка или работали в поле, а считали каждый свой шаг определённым революционным поступком . Всячески поощряя стахановцев, власти стремились расширить социальную опору режима, создать строй привилегированных рабочих. За Стахановым стоял Сталин.

Психология "натиска" формулировала и особый тип руководителя. Это были люди энергичные, по-коммунистически волевые и принципиальные, но на деле подчас мешавшие правительству из-за отсутствия должного профессионализма, культурного уровня. Компетентное и гибкое руководство подменялось добросовестным выполнением команд, идущих от столь же "компетентного "верхнего эшелона власти"

Расправлялись и с носителями знаний и культуры -интеллигенцией. Ещё в 1928 г. был сфабрикован первый судебный процесс над группой видных специалистов угольной промышленности Донбасса, ложно обвинённых в шпионаже и вредительстве (знаменитое "Шахтинское дело"). После этого повсеместно разворачиваются преследования "спецов", инженерно-технических работников, всех образованных людей.

Суровые приговоры создавали обстановку страха, недоверия, шпиономании. Советские люди приучены были постоянными "нахождениями, открытиями" партией новых врагов к тому, что любой из общности "мы" может быть засланным от "они", двурушником, шпионом. На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г. Сталин заявил, что в СССР нет не одного учреждения, где бы не было врагов народа, ставивших своей целью реставрацию капитализма. Возвращение заводов и фабрик бывшим хозяевам, а земли -помещикам.

Страницы: 1 2

Огузы исторических материалов. Этимология
Название "Огуз " можно отнести к ранним временам. Упоминание о государстве Огузов встречается у арабского историка и географа Аль-Якуби, он называл Огузов «царями». В китайских источниках относительно 2-го в. до н.э. упоминается племя О-кут (тогда еще не существовало названия "тюрк"). Это китайский вариант названия п ...

Предпосылки дворцовых переворотов:
Противоречия между различными дворянскими группировками, их борьба за власть; Активная позиция гвардии – опоры самодержавия; Пассивность народных масс; Обострение проблемы престолонаследия; Духовная атмосфера подталкивала к активной политической деятельности. Поводом к началу дворцовых переворотов стал указ Петра I 5 февраля 1722 г ...

Классификация Земских соборов
[6] Переходя к проблемам классификации, Черепнин делит все соборы, прежде всего с точки зрения их общественно-политической значимости на четыре группы: 1) Соборы, созванные царем; 2) Соборы, созван­ные царем по инициативе сословий; 3) Соборы, созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя; 4) Соборы, избирающие на ...