Ценности

В результате активного вмешательства властных структур в жизнь каждой ячейки советского общества, любой семьи и любого индивидуума, неизбежным стало противостояние «наших» («МЫ») и «не наших» («ОНИ»). В повседневной борьбе за выживание произошел отход от общечеловеческих ценностей. Человеческая жизнь обесценилась . Милосердие, сострадание, человечность, оказались в категориях «чуждой морали», исповедуемой презираемыми интеллигентами, церковью и т. д. Стремление к нравственному идеалу подменялось стереотипом государственного регулируемого поведения. Высшие курсы иностранных языков.

Критерии порядочности - непорядочности оказывались весьма размытыми. Недаром Микоян в своем докладе к двадцатилетию ЧК-НКВД огласил лозунг партии - ее цель: «Каждый гражданин СССР - сотрудник НКВД». Влияние на свою жизнь этих «сотрудников» ощущал каждый.

Ю.В.Иванчев: «Я в детстве жил в Воронежской области, в войну оккупированной немцами. Кто-то об этом узнал и сообщил куда следует (донос, то есть накатал). И вот вызывает меня следователь КГБ. Первый вопрос, который мне задали, был: зачем я учился в железнодорожном университете, чтобы делать диверсии на дорогах? Меня обвинили в работе на немцев, сказали, что я состою на службе немецкой полиции. Я ответил, что во время оккупации мне было четырнадцать лет, я работал в колхозе, и никто меня не вербовал.

В тот раз меня отпустили, но во всех служебных поездках, командировках меня тайно сопровождал агент КГБ Иван Писарев. Он следил, чтобы я не пробовал заниматься вредительской деятельностью.

В 1949 г. мне было предложено самому работать на КГБ, сообщать туда различные сведения о своих знакомых. Мне удалось отказаться, я сказал, что никаких знакомств не завожу и никакой пользы, поэтому принести не смогу».

Через подобное проходили тысячи людей и не у всех хватало мужества и душевных сил, чтобы отказать.

Неотъемлемой частью тоталитарного режима были репрессии сверху и доносительство снизу. Уничтожение интеллектуального потенциала страны - показатель уровня интеллектуально-нравственной и политической культуры народа и власти, рецидив того сознания, которое можно назвать классово-репрессивным. «В бедламе нелюдей отказываюсь жить .» - писала М.И.Цветаева.

Но с другой стороны, существовали ценности группы «МЫ»:

-все на строительство коммунизма;

-беззаветная преданность делу Ленина-Сталина;

- героический труд во благо Родины и т.д.

Они требовали от человека проявления патриотизма, бескорыстности, энтузиазма и других положительных качеств .

Ценности индивидуальности, свободы духа и совести отходят на второй план. Но людям нужно во что-то верить, иметь нравственную опору. Такой верой для человека сталинской эпохи стали положения коммунистического учения. «Коммунистический строй . требует принудительного единства мысли . Коммунисты исповедуют воинствующий атеизм и они обязаны вести антирелигиозную пропаганду. Коммунизм, не как социальная система, а как религия, фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской. Он сам хочет быть религией, идущей на смену христианству, он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни .» (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990).

С утратой личностной идейной свободы человек попадал в зависимость от идеологических установок. Ценности не возникали как необходимые морально-этические нормы, но навязывались режимом.

Леворадикальный Социализм
В конце 19 – начале 20 в. В борьбе с марксизмом появились леворадикальные концепции Социализма. Среди них выделяют: Ø Анархизм: а. анархо-индивидуализм, б. анархо-коммунизм; Ø Анархо-синдикализм; Ø Троцкизм; Анархизм – социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государства и политической борьбы и ...

Краткая биография Л.Д. Троцкого
Родился Лев Давидович Бронштейн 26 октября 1879 года на хуторе Яновка Елизаветградского уезда Херсонской губернии в семье зажиточного еврейского землевладельца, имевшего к тому времени 100 десятин купленной и свыше 200 арендованной земли. В 1888 году поступил в лютеранское реальное училище святого Павла в Одессе; первый ученик, однако н ...

Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России
Степан Осипович Макаров родился в Николаеве, в 1848 году в семье прапорщика. Родители через десять лет переехали в Николаевск-на-Амуре. Там мальчик поступил в низшее отделение Морского училища. Еще кадетом Степан плавал на военных кораблях в составе Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана. В 1865 году он первым по успеваемости законч ...