Шанское государство.
Страница 1

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров, эпоха которых воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо

передал свой престол способному и добродетельному Шуню

, а тот - великому Юю

, с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй

считается основателем первой в китайской традиции династии Ся.

Вопрос об историчности династии Ся вызывает определенные сомнения. Китайская историографическая традиция считает, что династия правила на протяжении ряда веков в конце III и начале II тыс. до н.э.

, пока ее последний недобродетельный представитель Цзе

не растерял свой авторитет и не лишился поэтому морального права управлять Поднебесной и был побежден добродетельным иньским Чэн Таном

, основавшим новую династию. Но источники не содержат никаких упоминаний о Ся, что при стремлении китайцев фиксировать точно все события факт показательный.Знак Ся не используется для обозначения государства или династии.

Во II тыс. до н.э.

в конце эпохи неолита в луншаньско-луншаноидной неолитической среде земледельцев бассейна Хуанхэ на территории Китая появляются образования типа городов-государств, они обнаружены в Хэнани, Шаньси, Шэньси, Шаньдуне, Хэбэе, Хубэе

, северной части Хунании Цзянси

. Особое место среди них занимает достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь («Великий город Шан»)

, останки которого были обнаружены в Хэнани

, в районе современного г. Аньяна

. Возникновение ее представляло «волновой процесс»: одни стоянки и городища демонстрируют менее развитый комплекс бронзовой культуры, другие - тот же комплекс, но с рядом принципиально новых и важных нововведений. Позднее аньянское городище демонстрирует явное превосходство шанцев над окружающими их племенами.

Для эпохи Шань-Инь характерны: высокий уровень бронзолитейного, высококачественная боевая техника (колесницы, обилие бронзового оружия), письменность, практика строительства пышных дворцов и сооружения гробниц, искусство резьбы по камню, высококачественная отделка утвари, украшений, оружия и другие признаки развитой урбанизации. Возможно, многим достижениям город-государство был обязан культурным влияниям извне. Свидетельством могут служить шанские боевые колесницы, запряженные лошадьми. Ни лошадей, ни колесниц дошанский Китай не знал, но и то, и другое было хорошо известно в ближневосточном регионе. Ученые с немалой долей уверенности предполагают, что индоевропейские племена степной зоны мигрировавшие в сторону Средней Азии в середине II тыс. до н.э.

могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации.

Шанский город-государство возглавлял довольно крупное объединение. Его культовый центр, часто именуемый «иньским оракулом»

служил для ритуала гадания шанского и других союзных коллективов (свидетельство чему тысячи надписей на костях животных и черепаховых панцирях). Шанский правитель назывался ваном

.

Власть вана передавалась по наследству, но первоначально претензии на престол предъявляли братья и дяди правителя. Только при последних четырех ванах установился обычай передачи власти от отца к сыну. Функции вана и центральной администрации заключались в заботах об урожае, подготовке и расчистке полей, решении важных хозяйственных вопросов, защите региональных подразделений от внешней угрозы. Ван обладал военными полномочиями и функциями верховного жреца (первосвященник), в особых случаях выступал и организатором производства. Осуществлялось централизованное регулирование земледельческих работ. Высказываются предположения о том, что власть вана была ограничена советом знати

и народным собранием

. Л.С. Васильев утверждает, что ван был всевластным правителем, которому подчинялась обширная периферия.

На основе многочисленных данных ученые делают выводы о делении в XIII

--XII вв. до н.э.политической структуры Инь на три неравные и структурно неодинаковые части:

1. Внутренняя зона с центром в столице, которая находилась под непосредственной юрисдикцией правителя-вана и его центральной администрации.

2. Промежуточная, состоявшая из окружавших столицу Шан многочисленных региональных подразделений, управлявшихся титулованными местными правителями, подчиненными вану (в их числе были родственники последнего и его жены). В надписях много материалов о таких подразделениях, а точнее -- о связях их с центром, в виде информации с мест и руководящих указаниях вана.

Страницы: 1 2

Первобытнообщинный строй и Древний Чосон. Первобытнообщинный строй на территории Кореи и процесс его разложения
Следы и памятники материальной культуры первобытного общества на территории Кореи. Следы первобытного человека на территории Кореи сохранились главным образом в виде культурных слоев раковинных куч (пхэчхон), возникших в местах его стоянок. Стоянки первобытного человека на территории Кореи обнаружены в провинции Северная Хамгёндо, в ба ...

Сельское хозяйство России в пореформенный период
И после реформы 1861 г. Россия продолжала оставаться аграрной страной, в которой уровень развития сельского хозяйства во многом определял состояние экономики в целом. В русской деревне 60-90-х годов шел процесс разложения крестьянства (в дореформенный период можно было уверенно говорить о социальном неравенстве среди крестьян) или, как ...

Законы и традиции
Торе – это свод обязательных традиций и обычаев. В Орхоно-енисейских записях говорится, что государство невозможно без торе. В книге Дивану-Люгати-Турк слова торе поясняется как важнейшие место в доме, диван; это слово в основном смысле употребляется как обычай, традиция. Гёкальп сообщает, что слово «торе» и «тюрок» могут иметь один ко ...