Третий Рим накануне реформ
Страница 1

«Необходимость движения на новый путь была сознана, обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился».

С. М. Соловьёв

Московская Русь – государство со столицей в Москве, существовавшее до реформ Петра Великого и исчезнувшее в ходе его преобразований.

С середины XIII века исторические судьбы Северо-Востока и Юго-Запада Руси разошлись окончательно, а уже в начале следующего столетия Москва стала одним из центров политической жизни возрождающейся страны.

Значение татаро-монгольского ига на Руси было предметом пристального внимания нескольких поколений историков и вызывает споры до сих пор. Большинство сходится в том, что нанеся сокрушительный удар по экономической жизни страны, иго значительно замедлило её развитие. Другие учёные утверждают, что и масштабы разорения, и тягость самого ига сильно преувеличены.

Нельзя отрицать факт экономического опустошения страны после монгольского нашествия. Одним из важнейших следствий его было нарушение тех слабых ещё хозяйственных связей, которые существовали между отдельными русскими землями. Другое следствие монгольского нашествия – политическое. Международное значение Руси упало, на длительное время она оказалась выключенной из мировой политики. Ещё большим было воздействие монгольского ига на развитие социально-политических институтов Руси.

Закрепощение крестьян характерно для всякого средневекового общества, но в России этот процесс начался со значительным опозданием и совпал не с увеличением иммунитетных прав землевладельцев, а с их сокращением. Отказ боярам в праве на передвижение, возникновение слоя служилых людей, обязанных государю службой и привязанных к своим поместьям, закрепление отношений подданства в России в верхнем слое гарантировали их повторение во всех социальных слоях.

Древнерусские традиции отмирали постепенно и ещё долго сохранялись в привычках и обычаях создателей новой страны. Однако на их нравах, как и на вновь возникавших политических традициях, не могло не сказываться влияние ордынских образцов централизованного государства со строго иерархизированным милитаризованным обществом с деспотическим режимом и развитой инфраструктурой подавления и управления населением.

Монгольские завоеватели не посягали на религиозные устои русского общества. Религиозное единство было важнейшим условием, идеологической базой создания новой государственности. По мере явного упадка Византии, закончившегося окончательным падением Константинополя в 1453 году, чувство духовного одиночества усиливалось. Вместе с ним усиливалось и сознание исключительной роли русского народа – хранителя истинной христианской веры, осознание того, что Москва – прямая наследница Византии, Третий Рим.

Датой окончательного освобождения Руси от ордынского ига считается 1480 год. К этому времени Русь уже превратилась в целостное государство с единым политическим центром, с единым реальным правительством.

За 60 лет со времени вступления на трон Ивана III в 1462 году и до смерти его сына Василия III в 1533 году территория страны увеличилась в 6,5 раз, достигнув 2800 тысяч кв.км. однако в этническом отношении страна была ещё в основном однородной. Положение изменилось в 50-е годы XVI века, когда Иван Грозный завоевал Казанское и Астраханское ханства, а затем и Сибирь. Расширение границ государства требовало совершенствования методов и аппарата управления.

Высший социальный слой русского общества сложился из различных источников: членов великокняжеской семьи, служилых князей, старых московских боярских родов, «выезжих» из Орды, Литвы и других стран. Место этих людей при дворе московского князя определялось не происхождением, а чином, т.е. рангом, в который они были возведены государем. В системе понятий: знатность, богатство, высокий чин (ранг), высокая должность – наиважнейшим было последнее – должность, место в системе управления, получение которого зависело от царя и традиции и регулировалось институтом местничества.

Страницы: 1 2 3

Общественный и политический строй Джунгарского ханства
Эволюция общественного и политического строя кочевых народов вообще, у монголов в частности – один из наименее изученных аспектов их исторического развития. Объясняется это, главным образом малочисленностью принадлежащих самим кочевым народам и доступных науке вещественных и письменных памятников, раскрывающих отношения, которые существ ...

Киевская Русь при Ярославе Мудром и его преемниках
После смерти Владимира между его сыновьями развернулась длительная война за овладение киевским престолом, после которой из десяти братьев (Вышеслав и Изяслав в ней не участвовали, так как к тому времени умерли) в живых осталось трое или четверо. В 1016 г. после трех месяцев противостояния в битве под Любечем войска Ярослава нанесли пора ...

Виды спорта, применявшиеся в системе физического воспитания Древней Греции
Физические занятия именовались орхестрикой и палестрикой. Первая носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. В палестрику входили военно-прикладные виды спорта, большая часть которых представляла собой различные виды единоборств. Они включали пятиборье, (с бегом, прыжками, борьбой, метанием диска и ...