Статут Великого княжества Литовского 1529 года

Исторические материалы » Статут Великого княжества Литовского » Статут Великого княжества Литовского 1529 года

(Права писаные даны панству великому князьству литовскому, рускому, жомойтскому и иных через наяснейшого пана жикгимонта, 3 божее милости короля полского, великого князя литовского, руского, пруского, жомойтского, мазовецкого и иных).

Многочисленные права и привилегии дарованные самым различным слоям общества потребовали создания кодифицированного свода законов. В особенности мелкой и средней шляхте не терпелось раз и навсегда зафиксировать свой привилегированный статус в соответствующих законодательных актах. На протяжении XV-XVI вв. был утвержден кодекс прав Литовского государства, так называемые Литовские статуты. Их законодательные нормы были направлены на охрану феодальной собственности, прежде всего земельной, и определяли сословные права господствующего класса. Всего существовало три статута: 1529 г., 1566 г., 1588 г. эти кодексы прав действовали в Литве, Белоруссии и на Украине. Все три статута, особенно наиболее подробный последний, дают существенную характеристику правового положения шляхетского сословия на Украине.

В 1529 г. появился так называемый первый Литовский статут в котором ярко подтверждались сословные привилегии шляхетства.

Раздел 3-й посвящен правам и вольностям шляхты.

Арт. 6-7 Великий князь подтверждает предыдущие законодательные акты, а так же обязуется принимать новые, необходимые державе и только с позволения Дворянского Совета (Панской Рады), обещает всем феодалам, мещанам и их людям сохранить предыдущие свободы и вольности данные им (государем) и его предшественниками.

Господар шлюбуеть вси уфалы старые держати, а новые с паны радами прибавляти.

Тэж о заховане старых привелев земских и звычаев, которые в тых привилях описаны, потвержоны и вхвалены, або новых деланю, множеню, што бы ся мело причинити к нашому и речи посполитое пожитку, толко старым размышленем и тэж ведомостью а с порадою, и с призволенем рад наших Великого князьства Литовского радити и справляти будем.

Волности княжатом, панятом, шляхтам и мещаном господар его милость шлюбует в целости заховати

Шлюбуем своею парсуною господарскою, иж всю шляхту, княжата и паны хоруговные, и вси бояре посполитые, и мещане, и их людей заховати при слободах и волностях, от продков наших и тэж от нас даных им».

Запрещается возвышать простых людей над шляхтой. От шляхты же требуется защищать все свободы и вольности.

Простых людей над шляхту господар не маеть повышати.

Тэж не шляхту над шляхту не маем повышати, але всю шляхту заховати в их почстивости».

Третий Рим накануне реформ
«Необходимость движения на новый путь была сознана, обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился». С. М. Соловьёв Московская Русь – государство со столицей в Москве, существовавшее до реформ Петра Великого и исчезнувшее в ходе его преобразований. С середины XIII ве ...

Согласование Нового и Ветхого Заветов. Понятие Троицы в труде Иоахима Флорского
С первых глав своего произведения автор пытается доказать, что Иоанн - креститель, который является потомком двенадцати апостолов от которых произошёл Израиль. Был преисполнен святым духом ещё в утробе матери. И не следует считать непохожим, что патриарх Исаак родил Иакова, а Иоанн не породил, но крестил Христа; потому что в том, то ес ...

Россия второй четверти 19в.
Внутренняя политика: При Николае 1 (1825-1855) заканчивается эпоха «просвещенного абсолютизма». Начинается наступление на политические и экономические права дворянства ради укрепления самодержавия. Борьба с инакомыслием, надзор за тюрьмами, иностранцами, прессой, усилилась цензура, вскрывалась переписка. Недовольных отправляли в ссылку. ...