Экономическая реформа

Первые годы «перестройки» мало за­тронули существующую экономическую систему.

В 1987 г. была принята программа экономической реформы. Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управле­ния производством. Но существа административно-командной систе­мы реформа не затрагивала. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой. Упразднялись не­которые министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству пока­зателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. В качестве ее составных частей рекомендовались: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отно­шений собственности и становление рынка. О целесообразности разви­тия рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства гово­рилось в решениях ХХУШ съезда КПСС (июль 1990 г.).

На пути к рыночной экономике. На рубеже 80—90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предпри­ятии, 1987 г.). На центральные планирующие организации возлага­лись обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения. Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направле­ны и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику ино­странных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фир­мами предприятия.

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного про­изводства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйст­венной продукции. Негосударственный сектор — в коллективах и ча­стных формах—получал все более широкое распространение в эко­номике.

Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989—1990 гг. резко сократились темпы роста произ­водства промышленной продукции (см. табл. 1).

Таблица 1

Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн. человек [1, 131].

Итоги коллективизации. Заключительные выводы
О роли сплошной коллективизации и о ее просчетах, перегибах и ошибках я уже упомянула выше. Теперь подведу итоги коллективизации: 1. Устранение (в значительной мере- физическое) зажиточного фермерства- кулачества с разделом его имущества между государством, колхозами и беднотой. 2. Избавление села от социальных контрастов, чересполос ...

«Общественно-экономическая формация» и «цивилизация»: сущность и основные характеристики
Одной из главных проблем истории как науки является периодизация истории развития человеческого общества, т.е. установление хронологической последовательности этапов в общественном развитии. В основу этих этапов должны быть положены общественные факты народов, стран в этот период. Существует множество вариантов периодизации. Два из них ...

Начало франкмасонства в России
Первое достоверное сведение о существовании в России франкмасонства относится к 1731 г., когда провинциальным великим мастером был капитан Джон Филипс. В 1741 г. обязанности провинциального великого мастера исполнял генерал Яков Кейт. Впервые правительство обратило внимание на франкмасонов в 1747 г. Есть известие о существовании в С.-Пе ...