В руках Советского государства были такие важные рычаги накопления, как банковская система и государственный бюджет. Советское крестьянство, получившее землю от Советской власти, избавленное от расходов на покупку и аренду земли, заинтересованное в получении тракторов, сельскохозяйственных машин и промышленных товаров, могло помочь частью своих накоплений делу индустриализации страны.
Социалистическая индустриализация в отличие от капиталистической отвечает коренным интересам рабочего класса и всех трудящихся масс, так как она создает материальную основу социализма, материальную базу для полного удовлетворения непрерывно растущих потребностей советского народа. Она сопровождается повышением жизненного уровня рабочих и всех трудящихся. Поэтому трудящиеся массы были кровно заинтересованы в победе политики индустриализации. В этом заключался главный источник ее успеха. В центре внимания партийных, советских, комсомольских, профсоюзных организаций стала борьба за индустриализацию страны.
Основным орудием в осуществлении программы индустриализации являлось Советское государство. Его организаторско-хозяйственная функция еще более расширилась. Под флагом мобилизации рабочего класса и всех трудящихся страны на борьбу за индустриализацию проходили избирательные кампании в Советы в 1926-1927 гг. Они продемонстрировали рост политической активности масс: в выборах участвовало более половины избирателей, а в городах - около 60%.[3] Наибольшую активность проявил рабочий класс — почти три четверти рабочих-избирателей приняли участие в избирательных кампаниях.
Собравшийся в апреле 1927 г. IV съезд Советов СССР поручил Советскому правительству максимально развить производство средств производства, всемерно расширить отечественное машиностроение в целях скорейшего освобождения от иностранной зависимости в этой решающей для индустрии области. Особое внимание съезд обратил на дальнейшее расширение энергетической базы как основы реконструкции всего народного хозяйства, в частности одобрил строительство Днепрогэса. Съезд обязал правительство в кратчайший срок разработать пятилетний план развития народного хозяйства.
С переходом к политике индустриализации резко повысилась роль планирующих органов. В июне 1927 г. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана, на основе которого были укреплены все звенья плановых органов государства. Госплан СССР приступил к разработке пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.[4]
Повысилась роль ЦКК — РКИ и его органов на местах в борьбе за сокращение и улучшение государственного аппарата, сокращение расходов на его содержание, в осуществлении контроля над реализацией партийных и правительственных решений в области капитального строительства, снижения накладных расходов в промышленности и торговле, в осуществлении строжайшего режима экономии. При ЦКК — РКИ было создано Центральное бюро жалоб для рассмотрения заявлений трудящихся на действия государственных органов власти.
В 1927—1928 гг. ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР осуществили важные меры, направленные на повышение роли местных Советов в хозяйственном и культурном строительстве. Выросло число секций городских Советов и участие в них членов Советов и актива: в 1929 г. в них участвовало около 250 тыс. человек. Важную роль стали играть депутатские группы, которые начали создаваться в эти годы на предприятиях из членов Советов.
Переход к политике индустриализации повысил роль наиболее массовой организации рабочего класса — профсоюзов — в социалистическом строительстве и поставил перед ними новые задачи. XV Всесоюзная партконференция в 1926 г. в специальной резолюции «Итоги работы и очередные задачи профсоюзов» указала на необходимость усилить роль профсоюзов в хозяйственном строительстве прежде всего путем углубления и расширения работы производственных совещаний. Они представляли собой наилучшую форму вовлечения широких масс рабочего класса в дело практического строительства советского хозяйства. 18 июля 1926 г. ВСНХ и ВЦСПС обратились ко всем хозяйственным и профсоюзным организациям с предложением усилить работу производственных совещаний.[5]