Огузы исторических материалов. Этимология

Исторические материалы » Огузское государство » Огузы исторических материалов. Этимология

Название "Огуз

" можно отнести к ранним временам. Упоминание о государстве Огузов встречается у арабского историка и географа Аль-Якуби, он называл Огузов «царями». В китайских источниках относительно 2-го в. до н.э. упоминается племя О-кут (тогда еще не существовало названия "тюрк"). Это китайский вариант названия племени, которое на тюркском называется Огур и образуется из-за произношения некоторыми тюркскими племенами буквы -з как -р. Районы Тарбагатай и Кобдо, указанные в китайских источниках как места поселений о-кутов, как известно, являются тюркской территорией.

Этимология названия "Огуз

" неясна и она не раз дискутировалась в отечественной и зарубежной историко-филологической литературе. Некоторые исследователи выводят «Огузы

» от «ок

» — что означает «стрела

» и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел». Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племен самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания.

"Ок

" в тюркском языке означает и "племя

". Еще в те времена это слово переводилось на китайский как "племя

" (например: он-оки - десять племен

). Согласно этому, слово "Огуз

" образуется путем присоединения к "ок

" буквы

, являющейся в старом тюркском языке окончанием множественного числа и, не будучи названием "етническим", прямо означает "тюркские племена

".

Название "Огуз" впервые употребляется в первой надписи, найденной на берегу реки Барлык (Улу-кем - впадает в Енисей). Там сказано «Шесть Огузских племен». Здесь речь идет о шести племенах, объединенных в одно племя. Судя по тому, что эти надписи посвящены беям, то стоит думать, что Огузы еще в древние времена существовали в этой долине, образовав союз.

Орхонские "Надписи" не ставят различия между Огузами и гёк-тюрками, более того, Огузы составляли основу ханства. Огузы и гёк-тюрки - это одно и то же. Слово "тюрк" являлось политическим названием. Гёк-тюрки относятся к той же этнической группе из тюркского рода, что и Огузы, то есть Огузы и гёк-тюрки - представители одного рода. Происхождение тюрок 6-7 веков (гёк-тюрок) от этой группы Огузов указывается в китайских источниках.

В документах периода правления Тангов, Девять племен (в надписях "девять Огузов", иногда "девять племен тюрок (гёк-тюрок)") упоминаются как "тюрки девяти племен (гёк-тюрки)", а иногда или "девять племен Толесов". Значит, девять - Огузов толесов то же, что и девять Огузов гёк-тюрок. То есть племена Огузов - это племена породившие гёк-тюрок.

В китайских источниках периода гёк-тюркского ханства Огузы упоминаются не самостоятельно (то есть как "Огузы"), а как "девять племен" (куи-син), и перевод слова "Огуз

" дается в виде ту-кюэ

(тюрок), что говорит об отсутствии необходимости называть эту группу другим именем. Отсутствие в памятниках периода 1-го гёк-тюркского ханства употребления названия "Огуз" тоже свидетельствует об этом.

Не существовало племен, соответствующих Огузам, но носивших название "тюрк

". Слово "тюрк" являлось политическим названием. Гёк-тюрк государство было создано древней правящей тюркской династией, называвшейся Ашина

, с помощью окружавших ее групп "тюркского рода", образовавшие союз племен (т.е. Огузы).

Путаница, возникшая в результате упоминания в исламских источниках об уйгурах как "девять Огузов", устранена с точным определением племени уйгуров и девяти Огузов.

Албания в годы диктатуры А. Зогу
После поражения революции установилась диктатура Ахмета Зогу, длившаяся почти 15 лет. В его руках сосредоточилась вся полнота власти. В начале января 1925 г. Зогу вновь занял посты премьер-министра и мвд. Он придумал себе титул – «полковник Зогу, главнокомандующий операций». Его опорой была армия (10 тыс. чел.). Были репрессированы прот ...

Истоки развития терроризма в России
Терроризм как явление, безусловно, обладает своеобразной притягательностью – особенно если рассматривать его с безопасного расстояния – и в то же время представляет немалые трудности для анализа. Это мрачное обаяние терроризма и трудности его интерпретации имеют общий корень: внезапность, скандальность и вопиющая жестокость – основные с ...

 Заключение
Приступая к данной работе, автор, как сказано в предисловии, ставил своей целью воссоздание общеполитической обстановки в Южной Маньчжурии и на Корейском полуострове во II в. до н. э.— IV в. н. э., в частности освещение истории создания и разрушения ханьской колониальной системы в данном регионе и одновременно происходившего процесса ко ...