Боевые действия в 1916 году

Верденская битва и Брусиловский прорыв в Галиции стали основными боевыми действиями 1916 года. Создалась патовая ситуация. Потери с обеих сторон огромные. Под Верденом погибло почти 1 млн. немецких и французских солдат и офицеров. На р. Сомми потери с обеих сторон превышали 1,300 тыс. чел. Брусиловский прорыв в Галиции был единым боевым успехом компании 1916 года.

При таких обстоятельствах внутреннее положение воюющих стран резко ухудшилось. Общими для них была хозяйственная разруха, усиление монополизации, введение продразверстки сельхозпродуктов, запрет забастовок, введение принудительных ссуд у населения. Все это в каждой отдельно взятой стране выдавалось как необходимое ради победы над противником. Кроме того, правительства некоторых стран перешли к специфическим действиям.

В Германии была введена милитаризация работы. Заострилось политическое противостояние в рядах немецкой социал-демократии: Ф. Шейдеман - Ф. Эберт - К. Либкнехт - Р. Люксембург.

В Австро-Венгрии усилились национальные противоречия. Контроль немецких монополий за экономикой страны стал всеобъемлющим.

В Англии установился гражданский мир. Почти 900 тыс.чел., было мобилизовано на фронт, шовинистические расположения духа в обществе значительно возросли, колонии на призыв Лондона поддержали Великобританию в войне.

Во Франции производство угля сократилось на 75%, чугуна - на 84%, стали - на 63%, посевные площади сократились на 40%. 60% мужчин было мобилизовано в армию. В пропаганде властвовал лозунг “священной войны наций.”

В России не хватало оружия (приблизительно 400 тыс. винтовок). Следствием участия России в войне был экономический и продовольственный кризис, увеличение продолжительности рабочего дня, нарастание забастовочной борьбы, упадок монархии (Распутин).

В США начался промышленный подъем. Выплавки выросла на 80%, значительная часть золотых запасов европейских стран перешла к американским банкам. Крупные монополии США выступали за участие в войне. В то же время заострились германо-американские отношения из-за того, что Германия топила американские корабли. В пропаганде была развернута кампания подготовки страны к обороне.

В колониальных странах была введена принудительная работа, они увеличили поставку сырья во Францию и Великобританию, солдаты колоний служили в армиях метрополий. Например, Египет дал английской армии 1,5 млн. чел. на войну (при 10 млн. населения страны).

Новая организация просвещения. Развитие науки. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования.
Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами развития экономики, создания армии и преобразованием государственного аппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству, богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петра является то, что он заставил российских дворян учится, х ...

Опять Новгород
Побежденный, но не подчинившийся до конца, Новгород беспокоил великого князя московского. 21 ноября 1475г. Иван Ш прибыл в столицу вечевой республики «миром». «Вятшие люди» - вечевая верхушка во главе с владыкой Феофилом - устроили пышную встречу. Почти 2 месяца продолжались пиры и приемы. Великий князь принимал не только дары от жителе ...

Интенсификация сельскохозяйственного производства, развитие капиталистического фермерства. Предпосылки аграрной революции
В XVIII в. Англия была преимущественно сельскохозяйственной страной. С 1685 г. за вывозимую пшеницу выплачивалась правительственная премия в 5 шиллингов за квартер (2,9 л), если цена на нее не превышала 48 шиллингов, за исключением неурожайных лет. Экспорт был значителен и размеры его все увеличивались: 1706—1725 гг. — 5,4 млн. квартер ...