Государственный строй
Страница 1

Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь, со времени известного императора Циньской династии Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.

В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Этимология от латинского слова «сакрум» (святое, святыня, внушающее трепет, ужас), Он носит титул "сына Неба", который «управляется Небом», его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван - первосвященник. Управляемый ваном-царем и огромной массой иерархически организованного чиновничества, Древний Китай являет собой типичный пример восточной деспотии. Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены, ДВА чиновника — гражданский и военный губернаторы. Вмешательство центрального правительства в дела управления стало повсеместным: его инспекторы, наезжая из центра, контролировали деятельность властей. Казначейство выпускало единую монету (впервые металлическую).

Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай - управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель".

По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чжухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII-VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев ------Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов. Легисты (законники) - сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. "Власть - это то, чем располагает лишь правитель", - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.

Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации - потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней - обладателю 20-го ранга. 1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами.

Страницы: 1 2

Издательство «Илим» и «Учкун»
Созданное в 1955 году издательство «Илим» («Наука») являлось центром научного книгоиздания республики. Книги по математике, физике, автоматике, химии, биологии, физиологии, геологии, горному делу, географии, истории , экономике, философии, искусствоведению, киргизской философии отражали важнейшие направления научных исследований ученых ...

Перегибы в колхозном строительстве.
Коллективизация стала величайшим насилием над крестьянством. Коллективизация, даже без учета ее экономических последствий, оказалась не подготовлена ни в техническом отношении, ни идеологически и организационно. Работа в массах в те времена подменялась угрозами, грубым нажимом. Массовым беззаконием стало так называемое «раскулачивание» ...

Особенности системы физического воспитания Древней Греции
Тем временем мальчики приобретали всестороннее интеллектуальное развитие, всячески совершенствуя культуру тела. Иногда мальчики 7-14 лет учились в частных школах грамматистов и кифаристив. Занятие проводили учителя, которых называли дидаскалами (от греческого слова «дидаско» - учу). В школах грамматистов учили писать, читать и считать. ...