Царский период римской истории.
Страница 1

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину. Население Рима состояло из 300 патриархальных родов, каждые 10 родов объединялись в курию; 10 курий образовывали трибу – племя. Три племени – рамны, тиции и луцеры – составляли «римский народ», верховным органом которого являлось по куриям народное собрание мужчин, способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейшин родов. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военноначальником, верховным жрецом и судьей.

Римская история сохранила имена семи царей: Ромула, Нумы Помпилия, Тулла Гостилия, Анка Марция, Тарквирия Древнего, Сервия Тулия и Тарквирия Гордого. Этот период римской истории называют периодом семи ца­рей. Лишь некоторые предания о них содержат историческое зерно, в частности предание о Правлении Тарквириев, отразившее завоевание Рима этрусками, создавшими федерацию городов, которая подчиняла в VII – VI вв. до н.э. земли до реки По, области Лицеи, Лациум и значительную часть Кампании.

Включение Рима в сферу этрусского политического влияния сыграло большую роль в его экономическом и культурном развитии. В этот «царский период» (VII – VI вв. до н.э.) в римском обществе начали формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождалась частная собственность отдельных ее членов.

К этому периоду относиться складывание двух групп населения – патрициев и плебеев – и распространение отношений патроната и клиентелы. Патриции вели свое происхождение от радов, составлявших первоначально римскую общину, и являлись ее полноправными членами. Плебеи не входили в общину полноправных граждан и составляли свободный, но лишенный политических прав слой населения, обвешенный различными повинностями. При завоевании соседних общин римляне отторгали часть их земли в общественный фонд, но плебеи к пользованию этой землей не допускались. Основой экономики древнейшего Рима было сельское хозяйство: преобладали зерновые культуры, большое место, особенно в хозяйствах патрициев, занимало скотоводство, стада паслись на общественной земле. Плебеи, страдавшие от малоземелья, занимались более интенсивной отраслью сельского хозяйства – хлебопашеством.

«Патриции были привилегированным, господствующим классом-сословием раннего Рима. Они пользовались всей полнотой гражданских прав…»[2] «…клиенты – несостоятельные и политически бесправные люди. Клиентами могли быть или отпущенные на волю рабы, или переселившиеся в Рим иноплеменники…»[3] Плебеи – «Один из основных классов-сословий древнего Рима … Значительную часть плебеев составляла пришлая масса людей, порвавших все связи со своей прежней родиной и вставших вне родовой организации Рима.»[4] Рабы – «В рабов обращали военнопленных, рабами становились кабальные должники.»[5]

Хозяйство носило натуральный, замкнутый характер; ремесло начавшее отделяться от сельского хозяйства, и торговля были развиты слабо и находились преимущественно в руках плебеев, у которых быстрее развивалась частная собственность. Хотя свободный труд преобладал как в сельском хозяйстве, так и в ремесленном производстве, количество рабов увеличивалось – формировалось рабовладельческое общество.

Страницы: 1 2

СССР и страны Восточной Европы
Серьезные перемены про­изошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Эко­номический и политический кризис в этих странах, падение автори­тета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оп­позиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С п ...

Издательство «Мектеп»
Издательству «Мектеп» недавно исполнилось четверть века. Если перевести этот срок на человеческий возраст, то получится довольно молодое издательство. Но если подсчитать, сколько оно выпустило за это время учебников, учебно-методической, педагогической и детской художественной литературы, то внушительная цифра тиражей более, чем с полдю ...

Либеральное (реформаторское) народничество
Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ". С начала 1880-х гг. не только правонародническая &quo ...