Царский период римской истории.
Страница 1

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину. Население Рима состояло из 300 патриархальных родов, каждые 10 родов объединялись в курию; 10 курий образовывали трибу – племя. Три племени – рамны, тиции и луцеры – составляли «римский народ», верховным органом которого являлось по куриям народное собрание мужчин, способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейшин родов. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военноначальником, верховным жрецом и судьей.

Римская история сохранила имена семи царей: Ромула, Нумы Помпилия, Тулла Гостилия, Анка Марция, Тарквирия Древнего, Сервия Тулия и Тарквирия Гордого. Этот период римской истории называют периодом семи ца­рей. Лишь некоторые предания о них содержат историческое зерно, в частности предание о Правлении Тарквириев, отразившее завоевание Рима этрусками, создавшими федерацию городов, которая подчиняла в VII – VI вв. до н.э. земли до реки По, области Лицеи, Лациум и значительную часть Кампании.

Включение Рима в сферу этрусского политического влияния сыграло большую роль в его экономическом и культурном развитии. В этот «царский период» (VII – VI вв. до н.э.) в римском обществе начали формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождалась частная собственность отдельных ее членов.

К этому периоду относиться складывание двух групп населения – патрициев и плебеев – и распространение отношений патроната и клиентелы. Патриции вели свое происхождение от радов, составлявших первоначально римскую общину, и являлись ее полноправными членами. Плебеи не входили в общину полноправных граждан и составляли свободный, но лишенный политических прав слой населения, обвешенный различными повинностями. При завоевании соседних общин римляне отторгали часть их земли в общественный фонд, но плебеи к пользованию этой землей не допускались. Основой экономики древнейшего Рима было сельское хозяйство: преобладали зерновые культуры, большое место, особенно в хозяйствах патрициев, занимало скотоводство, стада паслись на общественной земле. Плебеи, страдавшие от малоземелья, занимались более интенсивной отраслью сельского хозяйства – хлебопашеством.

«Патриции были привилегированным, господствующим классом-сословием раннего Рима. Они пользовались всей полнотой гражданских прав…»[2] «…клиенты – несостоятельные и политически бесправные люди. Клиентами могли быть или отпущенные на волю рабы, или переселившиеся в Рим иноплеменники…»[3] Плебеи – «Один из основных классов-сословий древнего Рима … Значительную часть плебеев составляла пришлая масса людей, порвавших все связи со своей прежней родиной и вставших вне родовой организации Рима.»[4] Рабы – «В рабов обращали военнопленных, рабами становились кабальные должники.»[5]

Хозяйство носило натуральный, замкнутый характер; ремесло начавшее отделяться от сельского хозяйства, и торговля были развиты слабо и находились преимущественно в руках плебеев, у которых быстрее развивалась частная собственность. Хотя свободный труд преобладал как в сельском хозяйстве, так и в ремесленном производстве, количество рабов увеличивалось – формировалось рабовладельческое общество.

Страницы: 1 2

Судебная реформа
Как видно, кризисное состояние государственного механизма России стало очевидным. Это явилось необходимой предпосылкой осознания неизбежности реформы. «К концу Крымской кампании, - вспоминал Оболенский, чувствовалась неизбежность существенных реформ». Активно затрагивался один из злободневных вопросов – реформа правосудия. Здесь очевид ...

Джунгарское ханство в конце XVI – начале второй половины XVII веке
Самыми характерными чератми правления Батур-хунтайджи и его первого преемника были, во –первых, установление новых форм связи сотрудничества между центором ойратских владений и Джунгарии и ханствами, образовавшимися в Кукуноре и на Волге; во – вторых, стремление к ликвидации междоусобной борьбы и объединению сил владетельных князей для ...

Личность Ивана Калиты. Мнения историков
Через многие годы произошло то, о чём великий русский историк Н.М. Карамзин высказался вполне определённо в «Записках о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях». Он пишет: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, возвысил голову и спас отечество». И всё началось с того, что на московский стол сел к ...