Становление Римской республики.

«В конце VI в. до н.э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий.»[6] По преданию в 510 г. до н.э. в Риме была уничтожена власть царей и установлена республика с выборными должностными лицами – магистратами (из патрициев). Уничтожение в Риме царской власти, видимо, связано с освобождением его от господства этрусков.

В период ранней республики сложилась характерная для полиса античная форма собственности, при которой собственником земли являлся лишь полноправный член гражданской общины.

Внутренняя история ранней республики характеризовалась ожесточенной борьбой плебеев с патрициями против долговой кабалы, за землю и политические права. В первой половине V в. до н.э. плебеи добились права избирать для защиты своих интересов народных трибунов на собраниях, созываемых по территориальным трибам.

В 451 - 450 гг. до н.э. плебеи добились модификации обычного права, чрезвычайно произвольно толковавшегося патрицианскими магистрами. Издание «Законов Двенадцати таблиц» положило известный предел произволу. Эти законы отразили социальный строй римского общества в период ранних рабовладельческих отношений. «Законы Двенадцати таблиц» свидетельствуют о появлении двух основных классов – рабовладельцев и рабов. Законы, проводившие правовое различие между свободными и рабами, открыто выступали в защиту частной собственности, суровое долговое право свидетельствовало о том, что рост рабовладения происходил не только за счет притока рабов извне, но и за счет социальной дифференциации общества и превращения в рабов несостоятельных должников.

Ранняя римско-италийская цивилизация за пять веков своего развития прошла сложный исторический путь от отдельных разрозненных очагов раннеклассовых отношений и первичной государственности в городах Великой Греции и Этрурии к сильному единому государственному образованию – римско-италийскому союзу.

Борьбу за насильственное объединение Италии и Великой Греции возглавила и довела до конца Римская община. Отставая в VIII – V вв. от греческих и этрусских городов по уровню своего социально-экономического, политического и культурного развития, небольшая римская община на Тибре смогла решить свои сложные внутренние проблемы, добиться известного социального консенсуса, стабилизировать экономику и создать мощную военную организацию.

Это обеспечило военный успех Рима в войнах с многочисленными соседями. Но не только военное насилие вело к объединению многие города, народности и племена Италии. Это объединение отражало и глубинное стремление италийских племен к союзу, выраставшее и из общего этнического родства всех италиков, и из общности основных принципов общинного устройства полисного типа италиков и греков, и из суровой необходимости соединения сил против варварских племен на Италию.

В процессе римских завоеваний была выработана адекватная форма организации единой Италии – Римско-италийский союз во главе с Римом. Несмотря на отдельные слабости структуры Римско-италийского союза, противоречия между союзными общинами и центром – Римом, приводившие к войнам и восстаниям, Римско-италийский союз в целом как сильное государство федеративного типа сохранял свою прочность и стабильность в течение почти полутора столетий.

Римский государственный строй.
Так постепенно различия в правовом положении патрициев и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики. «Политическая жизнь бурлила, но в этой напряженной борьбе дело часто решалось в пользу того, кто обещал новые земли и раздачи, гла ...

Государственное устройство
Государство Огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу» («ябгу»). Правители имели соправителей и советников. Власть передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. В основе избрания джабгу была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим. Наследники прави ...

Польша в период революционных перемен 1944-1948 гг.
Важнейшей задачей в области внутренней политики Польского комитета национального освобождения было расширение социальной базы новой власти. В сентябре 1944 г. был издан декрет ПКНО о проведении земельной реформы. Принудительной экспроприации подлежали земли немцев и предателей, а также хозяйства общей площадью свыше 100 га. В центральны ...