Особенности общественного и социального строя.

Исторические материалы » Древнекитайская цивилизация » Особенности общественного и социального строя.

Правосознанию древних китайцев было свойственно различение божественных небесных предписаний – ли и земных установлений – фа. Вся жизнь древних китайцев подчинялась ритуалу: от пробуждения - до отхода ко сну, от рождения – до смерти; детальнейшей регламентации подлежало все: фасон одежды, форма головного убора, тип обуви, экстерьер и интерьер жилища, даже его удаление от императорского дворца, сервировка стола, вид носилок для выезда в город, количество слуг и пр. Первый свод древних китайских законов был составлен в XII-III в. до н.э. – «Чжоу-ли». Согласно этому кодексу, вся земля считалась государственной собственностью; верховным распорядителем земель являлся государь. Существовали государственные повинности – уплата налогов, служба в армии, исполнение общественных работ. Существовал непререкаемый авторитет старших. Старший мог пользоваться имуществом младшего, и это не считалось воровством. Все население Китая считалось подданным, и на него распространялись телесные и увечащие наказания. Практиковались человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства в связи со смертью главы рода или господина.

Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний.

Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэнь, чиновники. Чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. Во II в. до н.э. установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности.

Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши, ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. В 125 г. до н.э. была учреждена Государственная Академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши, академики и профессора.

Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр. Существовала система 9 полей; 8 предоставлялись земледельцам, главам семей, а 9-е поле, центральное, являлось государственным; оно обрабатывалось земледельцами совместно, и все произведенное на нем принадлежало государству.

Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем, что являлось демонстрацией мужской потенции правителя. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. В обычной китайской семье также допускалось многоженство, существование наложниц. Существовали обычаи гетеризма, увеселительных заведений, гостеприимства, когда путнику предлагались жена или дочери.

Традиции китайского «Домостроя» стали утверждаться со времен Кун Фу-цзы, или Конфуция (552-479 г. до н.э.). Брак стал считаться нравственной обязанностью «благородного мужа». Он обязан удовлетворять интимные потребности жен вплоть до 60 лет. Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности стали расцениваться как угроза общественному и государственному порядку. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа, неисполнения им супружеских обязанностей.

Создание и развитие государства Пэкче
Объединение различных родоплеменных групп махана было осуществлено под главенством племени пэкче. Столичная область государства Пэкче была расположена в современном уезде Кванчжу провинции Кёнгидо, где находился центр первоначального расселения племени пэкче. Столица государства Пэкче, крепость Хансон, была расположена в плодородном рай ...

Борьба за великое княжение в ходе политического объединения на Руси
Основные причины начала объединения русских земель: - экономическая причина - развитие феодальных отношений «вширь» и «вглубь»: происходило распределение этих отношений на всю территорию Северо-Вос-точной Руси и появление наряду с вотчинами условного феодального землевладения; - внутриполитическая причина - возвышение и рост политичес ...

Сталинградская битва
Пре­лю­ди­ей лю­бой вой­ны слу­жит ка­кая-ли­бо ди­пло­ма­ти­че­ская дея­тель­ность. По­это­му рас­смот­рим ха­рак­тер внеш­ней по­ли­ти­ки СССР и Гер­ма­нии в 30-х — на­ча­ле 40-х го­дов два­дца­то­го ве­ка. В 1933 го­ду Адольф Гит­лер стал но­вым рейхс­канц­ле­ром Гер­ма­нии. Ре­зуль­та­том это­го ста­ла рез­кая сме­на кур­са внеш­не ...