Внутренний и сословный слой ВКЛ. Церковно – религиозные отношения в ВКЛ

История Беларуси » Внутренний и сословный слой ВКЛ. Церковно – религиозные отношения в ВКЛ

Первоначально ВКЛ представляло собой – своеобразную федерацию. Однако Витовт делает первые шаги централизации государства. В начале XV в. были образованы первые воеводства. Во главе стояли воеводы. К концу XVI в. ВКЛ была поделена на 13 воеводств, которые делились на поветы. К концу XVI в. ВКЛ являлось централизованным государством. Сначала вся верховная власть находилась у великого князя. Он возглавлял вооруженные силы, мог объявлять войну и заключать мир, был главным судьей и администратором. При князе существовала великокняжеская рада с совещательными функциями. Однако по мере усиления шляхты рада стала самостоятельной, независимой от князя органом госуправления – «паны-рада». Привелей 1492 г. устанавливал, что только решения князя, принятые вместе с «паны-радой», имеют силу закона. Привилей1506 г. был еще более категоричным: все законы и распоряжения должны были выдаваться великим князем только с согласия «паны-рады». В начале XV в. появляется – Сойм. Сойм обсуждал главные вопросы внутренней политики, принимал законодательные акты, устанавливал налоги, решал судебные вопросы, выбирал великого князя. В состав сойма входили паны-радные, важнейшие чины центрального и местного управления, представители духовенства, а также по 2 депутата от шляхты с каждого повета. Все должности в ВКЛ могла занимать только шляхта, христианской веры и уроженцы ВКЛ. Административные посты считались пожизненными, лишить их можно было только за тяжкие криминальные преступления и только по решению суда. В XIV–XVI вв. в ВКЛ оформилась ограниченная сословно-представительная монархия. Особенностью внутреннего строя ВКЛ было существование «магдебургского права» – права города на самоуправление. Первыми в ВКЛ получили магдебургское право Вильно (1387 г.) и Брест (1390 г.). На протяжении XV–XVI вв. грамоты были выданы почти всем крупным городам ВКЛ. Жители этих городов были лично свободными, им гарантировалось свободное занятие ремеслом, торговлей, образование цехов. Церковно-религиозные отношения КВЛ – связаны с христианской верой. На территории Беларуси христианство распространялось в виде православия. В 1054г христианская церковь раскололась на католическую(Рим) и православную(центр - Византийская империя, город Константинополь).Константинопольский патриарх создавал митрополии( глава - митрополит).После разгрома Киевской Руси Киевский митрополит переехал в Москву. Церковь была зависима от госуд. власти и К. митрополит стал проводить проповеди, что все должны подчиняться московскому князю. В середине 15в появилась Литовская митрополия. В конце 16в в Москве создается собственное патриаршество, выбран патриарх.2 этапа распространения католичества:1) середина 13 – конец 14в. Насильственное распространение через крестоносцев. Закончился неудачно.2) конец 14в. 1385год - кревская уния. Договор между Польшей и Литвой. Ягайло распространил католичество в ВКЛ. Он сам поменял веру. Главное - превратить феодалов в католиков. 1387г- Ягайло издает грамоту: феодалы католики получают экономическое преимущество. По принятию католичества земля становилась полной собственностью. В 1413г феодалы-католики получили политические преимущества. Только католики имели право избирать великого князя, преимущество при занятии госуд. Должностей. Православные феодалы боролись. Вплоть до гражданской войны. В 30е годы ВКЛ поделилось на 2 государства. Православные и католики получили одинаковые экономич. права. Но в политической сфере они ущемлялись. Православные вместе с землями и крестьянами уходили на сторону Москвы. Это главная причина победы Москвы над ВКЛ в войнах. В 16в православные и католики были уравнены в правах но юридически это было оформлено только в 1563году.

Выводы
В данной работе было рассмотрено расселение, хозяйство и быт, культуру и социальное устройство киммерийских племен. Расселение киммерийцев проходило в несколько этапов и в нескольких направлениях. В первую очередь, они переселялись в районы, которые в значительно меньшей степени пострадали от понижения уровня увлажненности, так как нах ...

Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.)
Внутренняя политика фараонов Среднего царства вначале осуществлялась под знаком ожесточённой борьбы власти центра с сепаратистскими тенденциями на местах. В годы правления двенадцатой династии и особенно Сенусерта III на передний план заметно выдвинулось служилое чиновничество, заместившее собой наследственную вельможную знать и даже н ...

Внутренняя политика советского правительства в послевоенный период. Политика репрессий против некоторых национальностей. Одергивание нерусских народов
Вторая мировая война оказала свое влияние не только на экономическую жизнь страны, но и на духовную. В идейно-политической сфере она вызвала ослабление надзора, увеличивала число неконтролируемых идейных движений, особенно среди тех, кто в течение нескольких лет находился за пределами системы (в оккупированных районах или в плену), в на ...